Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллектуального и психического развития. Выпуск 13

Ботезату А. И. Развитие и коррекция у детей с ЗПР представлений о сенсорных эталонах в сенсорной комнате // Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Вып. 1. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 136-153.

Кадырова А. М. Координационный план взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда по формированию фонетической стороны речи у детей с нарушенным интеллектуальным развитием // Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Вып. 1. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 181-187.

Мельникова Е. Н. Зимний спортивный праздник для детей с нарушением интеллекта "Новые приключения Колобка" : (ст. дошк. возраст, 5-6 лет) // Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Вып. 1. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 188-196.

Михеева Е. Н. Формирование навыков речевого общения у дошкольников : [дети с нарушениями интеллекта] // Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Вып. 1. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 154-177.

Плахова Е. И. Развитие познавательных процессов у дошкольников с ЗПР в игровой деятельности // Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Вып. 1. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 129-136.

Харина Л. В. Обучение сюжетно-ролевым играм дошкольников с нарушением интеллекта // Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Вып. 1. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 177-181.

Акулич А. А. Технология проектной деятельности в коррекционно-педагогическом процессе : [дети с ЗПР] // Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Вып. 2. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 194-197.

Конспект занятия "В гости в деревню" для детей с нарушением интеллекта второго года обучения / Ф. Г. Деникеева [и др.] // Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Вып. 2. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 201-206.

Романенко О. А. Социализация дошкольников с ЗПР посредством киноклуба "Каруселька" // Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Вып. 2. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 194-197.

Палей В. О. Результаты исследования сформированности пространственных представлений у школьников 5 класса, имеющих умственную отсталость легкой степени // Коррекц. педагогика: теория и практика. - 2017. - № 4. - С. 55-57.

Аннотация: В статье обсуждается связь речевой деятельности с пространственными представлениями человека, а также отражаются результаты эксперимента, направленного на изучения сформированности пространственных представлений у школьников с легкой степенью умственной отсталости.

Шумачева А. Н. Специфика логопедической работы с младшими школьниками с нарушением интеллекта / Шумачева А. Н., Басангова Б. М. // Логопед. - 2017. - № 9. - С. 78-86.

Аннотация: В статье представлены методические рекомендации по развитию речи младших школьников с нарушением интеллекта. Даны примеры упражнений, представлен мониторинг обследования детей.

Головинская Е. Ю. Универсальный дизайн в образовании // Синдром Дауна. XXI в. - 2017. - № 2. - С. 46-50.

Аннотация: В настоящее время благодаря развитию инклюзии в обычных классах общеобразовательных школ растет количество учеников с ОВЗ. Каждый пятый из них - ребенок с интеллектуальными нарушениями. Кроме того, становится больше учащихся с УО, получающих образование во всех формах обучения. Эти факты необходимо рассматривать как социальный заказ, отражающий естественную потребность в совместном обучении учеников с разными возможностями, в предпочтении родителями школы в шаговой доступности. И для удовлетворения этого заказа нужны особые средства. Инклюзивное общество и образование не обеспечиваются лишь "безбарьерной средой". Нужны другие подходы к пониманию образовательных барьеров и к организации самого процесса образования - те самые, которые обеспечиваются соблюдением принципов универсального дизайна.

Грозная Н. С. Проблемы сна у детей и подростков с синдромом Дауна и пути их преодоления : по материалам зарубеж. исследований // Синдром Дауна. XXI в. - 2017. - № 2. - С. 19-26.

Аннотация: В статье характеризуются типы проблем, с которыми сталкиваются семьи детей с синдромом Дауна, рассматриваются их причины и подходы к преодолению нарушений сна.

Колоскова Н. Е. Откройте мир особого ребенка с помощью книги // Синдром Дауна. XXI в. - 2017. - № 2. - С. 71-73.

Аннотация: Общий обзор художественной литературы о людях с синдромом Дауна.

Меньшенина И. "Наша цель - создавать новые возможности" : [благотворит. фонд "Синдром любви"] // Синдром Дауна. XXI в. - 2017. - № 2. - С. 78-80.

Нечаева Т. Развитие ребенка с синдромом Дауна: Благотворительный фонд "Даунсайд Ап" : [беседа с директором Центра сопровождения семьи Даунсай Ап] // Синдром Дауна. XXI в. - 2017. - № 2. - С. 38-39.

Аннотация: 20 лет благотворительный фонд "Даунсайд Ап" изменяет к лучшему жизнь детей с синдромом Дауна и их семей. В последнее время среди благополучателей фонда стали появляться и приемные семьи.

Семенова Н. А. О важности понимания индивидуальных различий при синдроме Дауна // Синдром Дауна. XXI в. - 2017. - № 2. - С. 7-13.

Аннотация: Синдром Дауна (СД) является одной из распространенных генетических аномалий. Изначально при описании синдрома характерные его признаки были выделены на основе групповых исследований, без учета индивидуальных различий, путем рассмотрения СД как однородной группы. В противоположность этому представлению в статье показано, что люди с СД не единообразны, а имеют между собой существенные отличия, обусловленные индивидуальными особенностями, возникающее на всех уровнях: генетическом, клеточном, нейрональном, познавательном, поведенческом и средовом.

Синкевич А. Комплексная поддержка приемных родителей: Благотворительный фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам" // Синдром Дауна. XXI в. - 2017. - № 2. - С. 40-41.

Аннотация: Благотворительный фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам" поддерживает уже состоявшиеся приемные семьи и тех, кто еще только готовится стать приемными родителями. В "Школе приемных родителей", которая работает в фонде, проводится обучение потенциальных приемных родителей, готовых стать временной поддержкой для ребенка и его семьи для того, чтобы дети не попадали в сиротские учреждения. Фонд также поддерживает приемных родителей в лечении и реабилитации детей с особенностями развития и сложными заболеваниями в рамках проекта "Близкие люди".

Степанова В. А. Групповая работа с родителями по переживанию травмы рождения ребенка с синдромом Дауна : теорет. основы и практика // Синдром Дауна. XXI в. - 2017. - № 2. - С. 27-32.

Аннотация: Данная статья - попытка рассмотреть начальную групповую работу, которая проводится с родителями в Центре сопровождения семьи благотворительного фонда "Даунсайд Ап" уже более 10 лет, с точки зрения протекания основных процессов переработки эмоциональной травмы, связанной с рождением особенного ребенка.

Фурсов С. А. Выездной инклюзивный творческий лагерь: место общения, взросления, развития // Синдром Дауна. XXI в. - 2017. - № 2. - С. 57-62.

Аннотация: Летом 2017 г. впервые открылся палаточный "Танцующий лагерь", организованный как выездное мероприятие для коллектива детей с особенностями развития "Танцующий дом". Об опыте его проведения рассказано в статье.

Липатова Т. Г. Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью и их семей в ходе профориентационной работы в школе // Практ. дефектология. - 2017. - № 4. - С. 70-74.

Аннотация: В статье рассматривается особенность профориентационной работы в школе с умственно отсталыми обучающимися, о трудностях, которые возникают у выпускников школы при выборе профессии и учреждения для получения профессионального образования.

Смирнова Л. В. Повышение эффективности коррекции речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями с использованием различных технологий и специального оборудования // Практ. дефектология. - 2017. - № 4. - С. 35-46.

Аннотация: Основной стратегией образования и воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями является личностно-ориентированный подход. Формирование личности ребенка, развитие его коммуникативных умений, социальных умений и навыков, социального поведения возможно лишь при дифференцированном, мультидисциплинарном подходе. Цель работы педагогов - создать условия, речевую среду для формирования и развития жизненных компетенций обучающихся с интеллектуальными нарушениями, способность к их реализации в разных условиях.

Девяткина О. В. Организация логопедической помощи в условиях реализации АООП для обучающихся с ЗПР // Логопед. - 2017. - № 10. - С. 82-90

Аннотация: В статье описывается опыт организации логопедической помощи в условиях реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2). Раскрыты основные направления работы с обучающимися с ЗПР в условиях пятилетнего школьного обучения на начальной ступени общего образования.

Киселева С. А. Правильно пишем : программа коррекции дизорфографии у учащихся 5-9 кл. с ЗПР // Логопед. - 2017. - № 10. - С. 91-95.

Аннотация: В статье описывается опыт организации логопедической помощи в условиях реализации адаптированных образовательных программ при получении основного общего образования посредством организации внеурочной деятельности. Раскрыты основные направления коррекции письменной речи обучающихся с задержкой психического развития на основной ступени образования, подготовки детей к государственной итоговой аттестации.

Кулганов В. А. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья / В. А. Кулганов, Е. В. Раева, А. В. Киселева // Дошк. педагогика. - 2017. - № 10. - С. 51-53.

Аннотация: Недоразвитие личности у умственно отсталого ребенка наиболее явно выражено в игровой деятельности. Изучение чувств и эмоций такого ребенка, правильное их формирование и воспитание способствуют формированию его характера, новых положительных свойств личности и, в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта.

Антонова С. Е. Формирование эмоционально-волевой сферы у детей 4-6 лет с интеллектуальной недостаточностью // Логопед. - 2018. - № 1. - С. 116-119.

Аннотация: В статье описаны особенности нарушения эмоционально-волевой сферы, представлены мероприятия по формированию эмоций у детей 4-6 лет с интеллектуальной недостаточностью.

Жульженко О. Н. Повышение познавательной активности детей 4-6 лет с ЗПР и моторной алалией в условиях тьюторского сопровождения // Логопед. - 2018. - № 1. - С. 29-33.

Аннотация: В статье описывается методика повышения познавательной активности детей 4-6 лет с задержкой психического развития и моторной алалией в условиях тьюторского сопровождения.

Чернышкова Е. В. Примерное содержание музыкально-ритмических занятий 2 класса для глухих обучающихся (вариант 1.3.) / Чернышкова Е. В., Евтушенко И. В. // Коррекц. педагогика: теория и практика. - 2018. - № 1. - С. 22-49.

Аннотация: Разработка содержательной части программ для глухих обучающихся с легкой УО все годы существования отечественной сурдопедагогики осложнялась нехваткой квалифицированных специалистов, имеющих междисциплинарную подготовку одновременно в области обучения глухих детей и умственно отсталых детей. Подобное обстоятельство в последние годы усугубляется исключением из программы подготовки бакалавров по профилю "Сурдопедагогика" существовавшей дисциплины "Основы олигофренопедагогики", формировавшей, хоть и на элементарном уровне, представления о технологиях коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. В статье представлено примерное содержание музыкально-ритмических занятий, разработанное и апробированное в Волгоградской школе глухих детей. Многообразие проявлений сложного нарушения затрудняет регламентацию времени, отводимого на изучение отдельных разделов и тем, которое определяется педагогом индивидуально, по мере овладения детьми необходимыми компетенциями.

Барабаш О. А. Система оценки учебных достижений в логике ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Адаптив. физ. культура. - 2018. - № 1. - С. 6-8.

Аннотация: В теоретической статье представлены новые подходы к оценке образовательных результатов обучающихся с легкой умственной отсталостью, которые даны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Качоровска-Брай К. О профиле сформированности языковых умений у детей с умственной отсталостью легкой, умеренной и тяжелой степени / К. Качоровска-Брай, С. Милевский, М. Михалик // Спец. образование. - 2018. - № 1. - С. 91-104.

Аннотация: В данной работе делается попытка определить профиль сформированности языковых умений у детей с умственной отсталостью легкой, умеренной и тяжелой степени. Изучены образцы самостоятельных высказываний у 240 детей с УО, проведено их сравнение с речью 165 учеников обычных школ и ДОУ. В процессе исследования применялись специальные приемы, направленные на стимулирование и изучение диалогических высказываний, описаний и повествований, поскольку они наиболее значимы для развития коммуникативных умений и повседневного социального общения. Полученные данные позволили определить среднее количество употребленных слов, среднюю длину высказывания, частоту употребления глагольных тестируемых, а также объем активного словаря. Данные, полученные в группе детей с УО, сравнивались с результатами тестирования нормативно развивающихся детей. Результаты, полученные в группах детей одного ментального возраста, также подвергались сравнению. Проведенный статистический анализ позволил определить, какие различия между сравниваемыми группами были наиболее значимыми.

Колмакова Т. Н. Творческий проект на уроках технологии как средство организации современного подхода к обучению школьников с нарушениями интеллекта // Практ. дефектология. - 2018. - № 1. - С. 79-82.

Аннотация: Автор статьи доказывает ценность метода проекта в работе с обучающимися с нарушениями интеллекта, на примерах показывает приемы работы с детьми в условиях проектной деятельности.

Матасов Ю. Т. Представления о взрослости умственно отсталых старшеклассников / Ю. Т. Матасов, Е. А. Стебляк // Спец. образование. - 2018. - № 1. - С. 28-39.

Аннотация: В статье отражены структура и содержание коллективного представления о взрослости умственно отсталых лиц подростково-юношеского возраста. Показано идейное многообразие соответствующих коллективных представлений, образуемых совокупностью индивидуальных концептов взрослости. Выделены представления ядерной зоны, включающие деятельностные и поведенческие определения взрослости. Выделены представления периферийной зоны, включающие ментальные характеристики взрослого человека, представления о характере и ответственности. Представленные в статье выводы и обобщения, фрагменты суждений умственно отсталых респондентов, содержательно характеризующие свойственные им категории и концепты, очерчивают зону актуального и ближайшего развития представлений о взрослости умственно отсталых старшеклассников адаптивной школы. Уточнение структуры и содержание представлений умственно отсталых обучающихся о взрослости позволит совершенствовать образовательную и коррекционную деятельность адаптивной школы, направленную на формирование биографических представлений обучающихся с УО. Полученные данные могут быть положены в основу факультатива, внеклассных воспитательных мероприятий, направленных на формирование у умственно отсталых воспитанников представлений о взрослости в контексте жизненного пути человека, об ответственности и др. Приведенные сведения о содержании изменчивой периферийной зоны представлений о взрослости умственно отсталых лиц подростково-юношеского возраста будут полезны в разработке базовых учебных действий обучающихся в социальном познании, включая конструирование проблемных ситуаций и других учебных заданий.

Грозная Н. С. Пути улучшения разборчивости речи при синдроме Дауна : обзор зарубеж. публ. // Синдром Дауна. XXI в. - 2018. - № 1. - С. 18-25.

Аннотация: В обзоре зарубежных публикаций отмечается рост интереса ученых к проблеме неразборчивости речи людей с синдромом Дауна. Описываются научные исследования, посвященных оценке некоторых подходов к улучшению этой ситуации. Отмечается отсутствие готовых методик логопедического вмешательства и необходимость дальнейшей проработки этой проблемы с учетом полученных научных данных, которые могли бы стать основой практической деятельности специалистов, готовых заниматься дальнейшим развитием устной речи подростков и взрослых с синдромом Дауна.

Жиянова П. Л. Консультативный форум : поддержка родителей с первых дней // Синдром Дауна. XXI в. - 2018. - № 1. - С. 27-31.

Аннотация: Консультативному форуму Даунсайд Ап 10 лет. Все это время форум менялся, развивался, не меняя своей сути: уважительной, партнерской позиции по отношению к семьям. Автор статьи размышляет о взаимодействии и сотрудничестве с родителями.

Одинокова Г. Ю. Почему матери сложно понять своего ребенка // Синдром Дауна. XXI в. - 2018. - № 1. - С. 13-17.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности поведения матери, с которыми связаны выявленные в ходе исследования противоречия в ответных и в инициативных коммуникативных действиях ребенка 2-го и 3-го года жизни с синдромом Дауна. Автор и ее коллеги пришли к выводу, что присутствие двойственных посланий в общении у ребенка раннего возраста с синдромом Дауна связано не только с влиянием хромосомной патологии, но и с поведением матери в общении. Они указывают на необходимость работы с матерью, имеющей целью формирование у нее специальных коммуникативных умений, в частности умения поддерживать и развивать инициативность ребенка в общении.

Панфилова И. А. Взаимодействие логопеда с родителями при сопровождении дошкольников / беседовала Н. Ю. Иванова // Синдром Дауна. XXI в. - 2018. - № 1. - С. 32-35.

Аннотация: Одна из самых сложных и распространенных проблем детей с синдромом Дауна - нарушения речевого развития. Специалисты Центра сопровождения семьи Даунсайд Ап считают важнейшим условием эффективного решения этой проблемы тесное взаимодействие с родителями таких детей. Ведь только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые речевые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому специалисты уделяют особое внимание тому, чтобы сформировать у родителей активную позицию, привлечь их внимание к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми недостатками.

Сереброва Я. М. Произвольная регуляция при синдроме Дауна : обзор отечеств. и зарубеж. публ. // Синдром Дауна. XXI в. - 2018. - № 1. - С. 70-74.

Аннотация: Обзор зарубежных и отечественных научных исследований, посвященных сложностям, которые испытывают дети с синдромом Дауна, с целеполаганием, выстраиванием последовательности действий, планированием. Вниманию читателей предлагается краткое знакомство с публикациями, в которых анализируется связь таких проблем с работой определенных функциональных структур мозга. Высказывается мнение, что дальнейшее развитие этой научной проблемы должно идти по пути создания специальных программ, направленных на формирование произвольной регуляции у детей с синдромом Дауна, а также образовательных и социальных сред, оптимальных для развития данной способности.

Кузьмина Е. С. Диагностика самооценки младших школьников с ЗПР // Логопед. - 2018. - № 2. - С. 6-12.

Аннотация: В статье представлены экспериментальные методы изучения самооценки. Описаны диагностические задания для изучения самооценки младших школьников с задержкой психического развития, адекватные интеллектуальным и психическим возможностям детей этой категории.

Маришина И. В. Конспект сюжетно-ролевой игры "Путешествие на остров" в подготовительной к школе группе для детей с нарушением интеллекта // Дошк. педагогика. - 2018. - № 2. - С. 38-39.

Орлова Ю. А. Использование элементов проектной деятельности и социального партнерства в системе дополнительного образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / Ю. А. Орлова, Е. В. Горяшова, Н. В. Касандина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2018. - № 2. - С. 42-46.

Аннотация: Статья посвящена специфике организации дополнительного образования в школе для детей с нарушениями интеллекта в соответствии с требованиями современного общества. Особое внимание уделяется успешному опыту применения элементов проектной деятельности и привлечению сторонних организаций к работе с детьми с ОВЗ.

Гуськова И. С. Социальная адаптация "особого" ребёнка / Гуськова И. С., Петрухина Н. С. // Логопед. - 2018. - № 3. - С. 116-122.

Аннотация: В статье рассматривается работа по социальной адаптации детей с синдромом Дауна, приведены примеры трудностей социализации "особого" ребенка. Рассмотрено формирование социальных навыков у воспитанников этой категории в ходе специальных занятий, игр, свободной деятельности, при выполнении режимных моментов.

Иванова Л. В. Коррекционные занятия для детей раннего возраста с синдромом Дауна // Логопед. - 2018. - № 3. - С. 100-103.

Аннотация: В статье показана системная коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна, приведены методики, направленные на развитие мелкой, артикуляционной моторики и активизацию речи.

Лигостаева И. А. Дикие животные наших лесов : индивид. занятие с ребенком 5-7 лет с УО // Логопед. - 2018. - № 3. - С. 31-36.

Аннотация: В данной статье представлено занятие для старших дошкольников с умственной отсталостью, направленное на развитие диалога, навыков фразовой речи, зрительно-пространственного восприятия, активизацию словаря по теме "Дикие животные" и др.

Горяинова И. А. Особенности оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта // Коррекц. педагогика: теория и практика. - 2018. - № 2. - С. 97-101.

Аннотация: Статья посвящена проблеме нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта, а именно оптической дисграфии. В ней рассматриваются особенности оптической дисграфии, виды дисграфических ошибок. Также дается сравнительная характеристика особенностей оптической дисграфии у детей с нормальным психофизиологическим развитием и у детей с нарушением интеллекта.

Евтушенко А. И. Роль занятий современными бальными танцами в эстетическом развитии детей с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями // Коррекц. педагогика: теория и практика. - 2018. - № 2. - С. 67-73.

Аннотация: В статье представлены возможности использования занятий современными бальными танцами в эстетическом развитии и преодолении нарушенных психических и физических функций, характерных для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью. Автором обобщен и систематизирован практический опыт разработки содержания дополнительной адаптированной образовательной программы по начальному обучению современным бальным танцам умственно отсталых детей.

Лифанова Т. М. Разработка критериальной оценки усвоения умственно отсталыми учащимися АООП по географии в соответствии с требованиями нового ФГОС / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина // Коррекц. педагогика: теория и практика. - 2018. - № 2. - С. 24-32.

Аннотация: В статье представлены теоретическое обоснование и разработка, а также внедрение в практику коррекционной системы работы, включающей создание специальных педагогических условий для осуществления дифференцированного подхода на уроках географии в соответствии с требованиями АООП.

Фатихова Л. Формирование безопасного поведения у дошкольников с задержкой психического развития // Дошк. воспитание. - 2018. - № 4. - С. 49-57.

Аннотация: Статья посвящена проблеме изучения и формирования безопасного поведения дошкольников с ЗПР. Представлен диагностический инструментарий для выявления у них уровня сформированности представлений об опасных ситуациях, способности придерживаться правил безопасного поведения. Описаны некоторые особенности коррекционно-развивающей работы по формированию у детей с ЗПР безопасного поведения.

Шибнева С. В. Индивидуальное занятие по сенсорному развитию ребенка 6-7 лет с умеренной умственной отсталостью // Логопед. - 2018. - № 4. - С. 105-107.

Аннотация: В статье представлено занятие учителя-дефектолога со старшим дошкольником с умственной отсталостью, направленное на формирование сенсорных эталонов (представление о цвете); предложены упражнения на развитие тактильных ощущений, стимулирующие к выполнению действий и к речи, формирующие положительные эмоции.

Бецан С. В. Родительский клуб : проект по взаимодействию с родителями детей с ЗПР / Бецан С. В., Зорюкова Е. Г. // Логопед. - 2018. - № 5. - С. 94-102.

Аннотация: В данной статье представлена работа с родителями в виде проекта "Родительский клуб", показана технология взаимодействия с ними. Приведен пример интегрированного занятия по развитию речи детей с задержкой психического развития в условиях родительского клуба.

Мамедова Ю. И. Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии / Ю. И. Мамедова, Е. Р. Железнова, А. Н. Кирюшина // Дошк. педагогика. - 2018. - № 5. - С. 54-63.

Аннотация: Предложенные в статье материалы используются при организации комплексных коррекционно-развивающих занятий в разновозрастной группе дошкольников с диагнозом "легкая умственная отсталость".

Хуснулина М. В. Изобразительная деятельность как средство коррекции интеллектуальных нарушений у дошкольников с ОВЗ // Логопед. - 2018. - № 5. - С. 16-25.

Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема коррекции интеллектуальных нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Показана роль изобразительного искусства в развитии дошкольников с ОВЗ.

Барабаш О. А. Комплексная система оценки личностных и предметных результатов в логике ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Адаптив. физ. культура. - 2018. - № 2. - С. 6-9.

Аннотация: В статье предложена методика оценки личностных и предметных результатов обучающихся с легкой умственной отсталостью по предмету «Физическая культура», которые даны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Кулькова И. В. Развитие мыслительных процессов младших школьников с задержкой психического развития на основе применения общеразвивающих упражнений с мячом / Кулькова И. В., Леонтьев М. И. // Практ. дефектология. - 2018. - № 2. - С. 36-41.

Аннотация: В статье рассматриваются двигательные характеристики детей младшего школьного возраста с ЗПР и эффективные средства физического воспитания, в частности общеразвивающие упражнения с мячами, оказывающими существенное влияние на развитие их процессов мышления, восприятия и заучивания в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.

Матасов Ю. Т. Представления о взрослости старшеклассников с задержкой психического развития / Ю. Т. Матасов, Е. А. Стебляк // Спец. образование. - 2018. - № 2. - С. 63-73.

Аннотация: В статье отражены структура и содержание коллективного представления о взрослости лиц подростково-юношеского возраста с ЗПР. Представлено идейное многообразие соответствующего коллективного представления, образуемого совокупностью индивидуальных концептов. Выделены представления ядерной зоны, включающие деятельностные, ментальные и поведенческие определения взрослости. Осуществлено сравнение коллективного представления о взрослости старшеклассников с ЗПР и УО. Выявлено, что ментальные характеристики взрослого человека применяются респондентами с ЗПР достоверно чаще, чем умственно отсталыми сверстниками. К ним относятся высказывания о способности взрослого человека понимать себя, о его жизненном опыте и направлениях рефлексии. Полученные данные могут быть положены в основу проектирования учебных действий, позволяющих обучающимся с ЗПР уточнять значение категорий и концептов, входящих в семантическое поле концепта "взрослеть". Представленные выводы и обобщения, примеры суждений обучающихся с ЗПР очерчивают зону актуального и ближайшего развития представлений о взрослости старшеклассников с ЗПР и могут найти применение в исследовательских и коррекционно-развивающих целях в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы по отношению к обучающимся указанной категории.

Грищенкова Е. В. Физическое развитие детей с умственной отсталостью, ведущих малоподвижный образ жизни // Логопед. - 2018. - № 6. - С. 9-13.

Аннотация: В статье рассказывается о значимости развития двигательной сферы у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ведущих малоподвижный образ жизни, подчеркивается необходимость активизации работы по физическому развитию в процессе внеурочной деятельности.

Сизова А. В. Развитие элементарной изобразительной деятельности у учащихся первых классов с тяжелой умственной отсталостью // Логопед. - 2018. - № 6. - С. 78-86.

Аннотация: В статье раскрывается понятие "элементарная изобразительная деятельность", показана этапность развития изобразительной деятельности, приведен пример урока в индивидуальной форме с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью.

Задорожная Т. В. Требования к содержанию и процедуре мониторинга понимания пиктографических изображений у обучающихся 1-2 классов с тяжелой умственной отсталостью / Задорожная Т. В., Мамаева А. В. // Практ. дефектология. - 2018. - № 3. - С. 43-48.

Кудинова, Ю. П. Симптоматика и механизмы коммуникативных нарушений у детей 6-8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Практ. дефектология. - 2018. - № 3. - С. 54-59.

Поселенов, А. В. Опыт организации ремесленных мастерских на базе образовательной организации, реализующий АООП для детей с нарушением интеллекта / Поселенов А. В., Прокопенко М. Е. // Практ. дефектология. - 2018. - № 3. - С. 9-18.

Составитель Еремина О. А.