Развитие невербальных средств общения у детей с нарушениями зрения

        Григорьева Г. В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. – 1996. - № 4. – С. 84-88.
        Григорьева Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. – 1998. - № 5. – С. 76-87.
        Корнилова И. Г. Коррекция недостатков развития коммуникативных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации // Дефектология. – 1998. - №. 6. – С. 50-58.
        Григорьева Г. В. Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. – 2001. - № 2. – С. 76-83.
        Аннотация: Характеризуются различные формы общения дошкольников с нарушениями зрения. Анализируются результаты эксперимента по выявлению ведущей формы общения у детей 6-7 лет с нарушениями зрения и нормально видящих с использованием методики М. И. Лисиной. Результаты показали, что ведущей формой общения для детей с нарушениями зрения является внеситуативно-познавательная. Приведены причины замедленного развития процесса обучения детей с нарушениями зрения по сравнению с их нормально видящими сверстниками.
        Зальцман Л. М. Формирование коммуникативной компетентности незрячих детей средствами невербального общения // Дефектология. – 2002. - № 4. – С. 62-71.
        Аннотация: Статья посвящена одному из компонентов общения – «языку тела». Автор доказывает необходимость занятий по формированию неречевых средств общения в школах для слепых детей на уроках и во внеурочной деятельности. Показаны типичные ошибки при выполнении мимики и пантомимики у незрячих детей, пути их преодоления. Приводятся конкретные упражнения и рекомендации по их использованию в работе со слепыми детьми по развитию невербальных средств общения.
        То же // Шк. вестник. – 2003. - № 6. – С. 1-13.
        Иванникова О. А. Развитие взаимодействия и общения дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - № 2. – С. 23-27.
        Студенкина Л. А. Роль невербальных (экстралингвистических) навыков общения в оптимизации социального статуса незрячих // Перспективы социализации лиц с проблемами в развитии. – Бийск, 2006. – С. 290-294.
        Аннотация: Статья посвящена анализу резервных возможностей межличностного познания и интерперсонального взаимодействия незрячих, связанных с невербальными акустическими средствами общения.
        Бестужева Е. Невербальные средства коммуникации : из опыта работы с детьми ст. дошк. возраста // Дошк. воспитание. - 2007. - № 5. - С. 62-67.
        Мухина С. Н. Средства и методы реабилитации детей с особенностями развития // Дет. и подростковая реабилитация. - 2008. – № 1. -  С. 42-47.
        Аннотация: Обобщен опыт работы по изучению наиболее эффективных и доступных путей развития выразительности движений, как способа невербального общения у детей с отклонениями в развитии средствами музыкально-ритмических занятий. Представлены направления работы по развитию выразительности движений, основанные на развитии моторики, чувства ритма, психических процессов и невербальной коммуникации.

Cоставитель Еремина О. А.