Методы развития речи у школьников с нарушениями интеллектуального развития

Книги

1. Ильина, С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников пятых - девятых классов : теоретико-экспериментальное исследование / С. Ю. Ильина. - СПб. : Каро, 2005. - 240 с.

2. Лебедева, П. Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития : пособие для учителей и логопедов / П. Д. Лебедева. - СПб. : Каро, 2004. - 176 с.

3. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) / Е. Ф. Соботович. - М. : КЛАССИКС СТИЛЬ, 2003. - 159 с.

4. Юрова, Р. А. Формирование произносительных навыков учащихся с нарушениями интеллектуального развития / Р. А. Юрова. - М. : В. Секачев, 2005. - 64 с. - (Логопедам. Педагогам. Родителям).

Статьи

1. Аладьева И. В. Мультимедийные презентации как средство активизации речевой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Аладьева И. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика: теория и практика. - 2020. - № 1. - С. 53-56. В статье описаны трудности, которые испытывают дети с нарушением интеллектуального развития в овладении связной речью, представлены методические рекомендации по коррекции нарушений связной речи у данной категории детей, доказывается эффективность использования мультимедийной презентации в работе по коррекции нарушений речи обучающихся.

2. Антюфеева Т. К. Использование сенсорного панно "времена года" в учебно-воспитательном процессе с учащимися со сложной структурой дефекта / Антюфеева Т. К., Шиповалова О. С. // Логопед в детском саду. - 2015. - № 2. - С. 40-43.

3. Бадарханова Т. А. Использование приемов альтернативной коммуникации в работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Бадарханова Т. А., Ершова О. Г. // Практическая дефектология. - 2016. - № 2. - С. 26-30. В статье отражена работа учителя-дефектолога с детьми с умеренной и тяжелой степенью УО по развитию альтернативной коммуникации в рамках классно-урочной системы. Описывается опыт применения различных видов альтернативного чтения. Предоставляется структура организации работы по развитию альтернативной коммуникации на уроках литературного (альтернативного) чтения. Обосновывается применение принципов альтернативной коммуникации как одного из ведущих направлений успешной социализации данной категории детей.

4. Грошенкова В. А. Лингвометодические и психологические основы создания связных письменных высказываний обучающимися с нарушениями интеллектуального развития / Грошенкова В. А., Мельникова И. И. // Коррекционная педагогика: теория и практика: теория и практика. - 2019. - № 2. - С. 36-44. В статье раскрываются лингводидактические и психолингвистические основы обучения связной письменной речи обучающихся, имеющих нарушения интеллектуального развития. В рамках статьи указываются цели и задачи обучения связным письменным высказываниям на уроках русского языка в коррекционных классах, указываются типичные недостатки сочинений и изложений обучающихся, доказывается необходимость учета основных положений лингвистики и психолингвистики в обучении связным высказываниям обучающихся с нарушением интеллектуального развития.

5. Ильина М. Ю. "Метод расширения речевых моделей", как один из приемов развития фразовой речи детей с выраженным недоразвитием интеллектуальной деятельности / М. Ю. Ильина // Школьный логопед. - 2006. - № 6. - С. 48-52.

6. Карзунина О. С. Развитие мелкой моторики руки и речи у обучающихся с глубокой умственной отсталостью средствами изобразительной деятельности / Карзунина О. С. // Коррекционная педагогика: теория и практика: теория и практика. - 2020. - № 2. - С. 104-107. На уроке обучающиеся 5-7 классов с глубокой умственной отсталостью уточняют, расширяют и активизируют словарь по теме "Осень", расширяют представления о жизни лиственных деревьев осенью, развивают мелкую моторику рук выполнение приклеивания элементов, обогащают сенсорный и познавательный опыт. На занятии используются элементы цветотерапии и музыкотерапии.

7. Комарова, С. В. К вопросу о коммуникативном подходе в развитии речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью / С. В. Комарова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2005. - № 1. - С. 50-53.

8. Кучмезова Н. В. Пиктограммы в развитии речи умственно отсталых школьников / Кучмезова Н. В. // Логопед. - 2014. - № 10. - С. 84-90.

9. Лалаева Р. И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников / Р. И. Лалаева // Дефектология. - 2003. - № 3. - С. 29-33.

10. Лезина Е. А. Использование методики медленного чтения вслух : [в работе с детьми с УО] / Е. А. Лезина // Логопед. - 2011. - № 5. - С. 92-94.

11. Микфельд Я. О. Формирование лексико-грамматического компонента у детей с нарушением в интеллектуальном развитии / Я. О. Микфельд, Н. В. Волкова // Практическая психология и логопедия. - 2008. - № 4. - С. 50-57.

12. Найденова Ю. В. Игры с использованием песка в логопедической работе с детьми с нарушением интеллекта / Найденова Ю. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика: теория и практика. - 2019. - № 3. - С. 105-109. В статье описывается теоретико-методическое обеспечение процесса логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями с использование песка. Автор предлагает нетрадиционную форму работы с детьми в песочнице на основе игр по профилактике дисграфии и дислексии, развитию мелкой моторики, коррекции звукопроизношения.

13. Павлова Н. В. Работа над образной речью с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида (на материале поэтических текстов) / Н. В. Павлова // Коррекционная педагогика. - 2005. - № 3. - С. 67-75 : табл.

14. Пацуло Е. В. К вопросу поиска эффективных путей коррекции связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Пацуло, Н. В. Пасечникова // Шк. логопед. - 2011. - № 1. - С. 69-72.

15. Попкова Л. Д. Развитие артикуляционной моторики и формирование мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ / Попкова Л. Д. // Логопед. - 2020. - № 1. - С. 77-86. В данной статье представлен опыт работы по развитию артикуляционной и мелкой моторики у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Предложены упражнения и игры на развитие артикуляционного аппарата и пальцев рук.

16. Рабина Е. Ф. Полисенсорный подход к развитию речи школьников с умеренной умственной отсталостью / Рабина Е. Ф. // Коррекционная педагогика: теория и практика: теория и практика. - 2020. - № 2. - С. 108-111. В статье описана система логопедической работы на основе полисенсорного подхода, основанного на связи слухового, вестибулярного, зрительного, тактильного, проприоцептивного чувств. Автор раскрывает содержание логопедической работы с неговорящими школьниками с умственной отсталостью умеренной степени, предполагающей развитие психических функций, общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации, дыхания, голоса и артикуляционной моторики, импрессивной и экспрессивной речи.

17. Смирнова Л. В. Повышение эффективности коррекции речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями с использованием различных технологий и специального оборудования / Л. В. Смирнова // Практическая дефектология. - 2017. - № 4. - С. 35-46. Основной стратегией образования и воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями является личностно-ориентированный подход. Формирование личности ребенка, развитие его коммуникативных умений, социальных умений и навыков, социального поведения возможно лишь при дифференцированном, мультидисциплинарном подходе. Цель работы педагогов - создать условия, речевую среду для формирования и развития жизненных компетенций обучающихся с интеллектуальными нарушениями, способность к их реализации в разных условиях.

18. Стрельникова Н. В. Использование дидактических игр на логопедических занятиях в школе VIII вида / Н. В. Стрельникова // Школьный логопед. - 2006. - № 5. - С. 44-46.

19. Тихонова Е. В. Развитие письменной речи у школьников с интеллектуальными нарушениями с помощью компьютерных технологий / Тихонова Е. В. // Логопед. - 2021. - № 2. - С. 92-96. В статье представлен опыт коррекционно-развивающей работы по развитию письменной речи у школьников с интеллектуальными нарушениями с помощью текстового редактора и на основе жизненного опыта учеников, описанного в рассказах, сочинённых детьми.

20. Шарова Т. Ф. Логопедическая игра: "Гласные буквы и звуки" : [для учащихся школы VIII вида] / Шарова Т. Ф. // Коррекционная педагогика: теория и практика: теория и практика. - 2014. - № 1. - С. 94-96.

21. Шишкова М. И. К вопросу об особенностях работы над пересказом учащихся с нарушениями интеллекта / Шишкова М. И. // Логопедия. - 2014. - № 3. - С. 16-18. В статье представлено описание процесса обучения пересказу школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Составитель Еремина О. А.