Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Выпуск 18.

КНИГИ

1. Бороздина, Т. А. Уроки географии в 6 классе специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида : планирование и конспекты уроков / . - Москва : Владос, 2018. - 53 с. - (Коррекционная педагогика).

2. Галасюк, И. Н. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта. Кураторство : учебное пособие для вузов / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. - Москва : Юрайт, 2022. - 179 с. - (Высшее образование). Аннотация: Организация профессионального сопровождения семьи, членом которой является ребенок с ментальными нарушениями, вызывает большое количество дискуссий среди ученых, профессионалов-практиков, родителей. В книге наряду с теоретическим анализом вышеперечисленных проблем представлены результаты практической работы в ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» по внедрению модели «Куратор семьи особого ребенка».

3. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Практикум : учебное пособие для СПО / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2022. - 330 с. - (Профессиональное образование).

4. Зуробьян, С. А. Подготовка учащихся с ОВЗ к письменному экзамену по русскому языку за курс основной школы : пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / С. А. Зуробьян. - Москва : Владос, 2018. - 135 с.

5. Канесева, И. Г. Артикуляционная, зрительная и пальчиковая гимнастика с примерными конспектами индивидуальных и фронтальных логопедических занятий : пособие для коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками / И. Г. Канесева, М. И. Коротаева. - Москва : Владос, 2018. - 28 с. : ил. + 28 с. - (Библиотека логопеда).

6. Колесникова, Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебное пособие для СПО / Г. И. Колесникова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2022. - 176 с. - (Профессиональное образование).

7. Колосова, Т. А. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Дети с нарушением интеллекта : учебное пособие для СПО / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев. - Москва : Юрайт, 2022. - 151 с. - (Профессиональное образование).

8. Микляева, Н. В. Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева. - Москва : Юрайт, 2022. - 233 с.

9. Микляева, Н. В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : учебное пособие для СПО / Н. В. Микляева. - Москва : Юрайт, 2022. - 236 с. - (Профессиональное образование).

10. Неретина, Т. Г. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития : учебное пособие / Т. Г. Неретина. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 306 с. - (Высшее образование. Бакалавриат).

11. Роготнева, Альбина Викторовна. Конспекты уроков с использованием компьютерных технологий для 5-9-го классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с мультимедийным приложением / Роготнева А. В., Лаптева Н. И., Лисовская Т. И. - Москва : ВЛАДОС, 2020. - 102 с. - (Коррекционная педагогика).

12. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого ребенка / С. Я. Рубинштейн. - Москва : ИОИ, 2016. - 257 с.

13. Саламатова, А. Г. Справочник по математике (геометрия) для 5-9 классов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / А. Г. Саламатова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ВЛАДОС, 2020. - 256 с. - (Медицинский бестселлер).

14. Токарская, Л. В. Методика преподавания физической культуры детям и подросткам с умственной отсталостью : учебное пособие для вузов / Л. В. Токарская, Н. А. Дубровина, Н. Н. Бабийчук. - Москва : Юрайт, 2022. - 190 с. - (Высшее образование).

15. Трясорукова, Т. П. Развитие графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР) : тренажер / Т. П. Трясорукова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. - 32 с. - (Особенные дети).

16. Трясорукова, Т. П. Развитие графомоторных навыков у детей с синдромом Дауна : тренажер / Т. П. Трясорукова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. - 32 с. - (Особенные дети).

17. Фролов, Н. Н. Модели техники с рабочими механизмами на уроках столярного дела 7-11 классы : практические материалы к урокам технологии для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / Н. Н. Фролов. - Москва : ВЛАДОС, 2020. - 135 с. - (Специальное и инклюзивное образование). Аннотация: В пособии изложена методика разработки новых подходов к планированию уроков технологии при изучении столярного дела и внедрении новых коррекционно-развивающих методов в процесс обучения учеников 7-11 классов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Дифференцированный подход к организации занятий по столярному делу на уроках технологии обеспечивается введением элементов технического моделирования различной степени сложности с целью формирования у учеников политехнических знаний и умений, коррекции недостатков у них познавательной деятельности, позволит ученикам проявить или развить свои творческие способности, сделает обучение увлекательным. Для учителей и учащихся общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

 

СТАТЬИ

1. Баряева, Л. Б. Изучение сенсорно-перцептивного развития детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева, А. В. Творогова // Специальное образование. - 2022. - №1. - С. 6-19. Аннотация: Статья посвящена научно-исследовательской работе по выявлению уровня сенсорно-перцептивного развития детей среднего дошкольного возраста с ЗПР. Проводится краткий анализ позиций исследователей по пониманию особенностей формирования у детей базовых перцептивных умений и способностей, их этапности. В первую очередь, этот интерес обусловлен той ролью, которую сенсорно-перецептивные функции играют в развитии других психических процессов ребенка, влияя на полноценное познание им окружающего мира. Во-вторых, сенсорно-перцептивное развитие и его успешность находятся в прямой связи с результативностью процесса подготовки к школе и последующего школьного обучения. В статье обращается внимание на то, что средний дошкольный возраст - это тот период, когда выявленные нарушения сенсорно-перцептивного порядка еще можно оперативно скорректировать без негативных последствий как для общего психического развития, так и для формирования учебных навыков. Рассматривается востребованность изучения сенсорно-перцептивного развития дошкольников с ЗПР. Проводится анализ исследований о значимости сенсорно-перцептивного развития детей дошкольного возраста с ЗПР для дальнейшего полноценного обучения детей в условиях школьного образования. В статье представлена диагностическая методика, которая включает дифференциальные критерии по выполнению экспериментальных заданий с двумя группами детей: с нормотипичным развитием и с ЗПР. Описывается методика обследования сенсорно-перцептивного развития детей среднего дошкольного возраста, которая состоит из шести блоков, включающих основные функциональные области: социальная сфера, восприятие формы, пространственные характеристики, зрительно-моторная организация, конструирование, различение тактильных, слуховых стимулов, праксис, переработка вестибулярной и проприоцептивной информации. Представлен ход и результаты выполнения заданий детьми с нормотипичным развитием и детьми с ЗПР. По результатам проведенного исследования описываются наиболее характерные особенности сенсорно-перцептивного развития детей среднего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза. Они представлены в описании нарушений в коммуникативной сфере у детей с ЗПР, особенностей эмоционального реагирования, в анализе восприятия детьми формы и пространственных характеристик, в особенностях различения тактильных стимулов, билатеральной моторной координации, а также в переработке вестибулярной и проприоцептивной информации.

2. Бруцкая, К.А. Особенности субъективного благополучия подростков с интеллектуальными нарушениями / К.А. Бруцкая, И.Н. Нурлыгаянов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 6. – С. 31-40.

3. Васенков Г. В. Методологические аспекты общих и специфических путей профессионально-трудовой подготовки обучающихся с нарушением интеллектуального развития / Васенков Г. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 1. - С. 4-13. Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам профессионально-трудовой подготовки учащихся с нарушенным интеллектуальным развитием в плане их социализации в обществе. Автором на основании проведенной оценки состояния современных проблем профессиональных школ, выделяются направления согласно требованиям ФГОС к модели выпускника, а также стратегии и практики в развитии современной коррекционной школы. Опираясь на научно-практический опыт работы, автором статьи представлено содержание проектной деятельности, направленной на повышение качественных и количественных показателей в работе.

4. Вечканова, Ирина Геннадьевна. Комплексный интегративный подход к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / И. Г. Вечканова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 4. - С. 19-28. Аннотация: В статье рассматриваются возможности коррекционно-развивающей и психолого-педагогической работы с детьми с ЗПР с использованием игровых технологий в структуре проектной деятельности, реализуемой на основе комплексного интегративного подхода. Рассмотрены особенности организации проектной деятельности в условиях групп комбинированной направленности, представлено описание проекта, разработанного на основе детского игрового комплекта "Азбука железной дороги". Статья адресована методистам и педагогам, работающим с дошкольниками с ЗПР в условиях специального и инклюзивного образования, может быть полезна студентам направления "Специальное (дефектологическое) образование".

5. Воронкова В. В. Дифференцированный подход к умственно отсталым школьникам в процессе обучения столярному делу / Воронкова В. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 1. - С. 41-51. Аннотация: Данная статья посвящена обучению школьников с легкой умственной отсталостью столярному делу. Авторами представлены данные изучения возможности трудовой подготовки обучающихся 7 класса городского округа Клин, получения ими образования и трудового обучения в современных условиях.

6. Газимов Е. А. Инновационные технологии в речевом развитии детей с нарушением интеллекта (легкой умственной отсталостью) / Газимов Е. А. // Логопед в детском саду. - 2022. - № 1. - С. 96-100.

7. Грамотнева Ю. Ю. Реализация технологий здоровьесбережения посредством театрализованной деятельности с детьми с РАС и умственной отсталостью / Ю. Ю. Грамотнева, А. Г. Айдабекова // Дошкольная педагогика. - 2022. - № 1. - С. 45-49.

8. Жолобова, И.А. Приемы работы по формированию познавательного и речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями / И.А. Жолобова, И.Н. Зубрилова // Дошкольная педагогика. – 2023. – № 8. – С. 26-28.

9. Иванова Н. Ю. "Арт-мосты" между прошлым и будущим / Н. Ю. Иванова // Синдром Дауна. XXI век. - 2022. - № 1. - С. 79-83. Аннотация: "Арт-мосты" - фестиваль для детей и взрослых с синдромом Дауна.

10. Илларионова, У. Е. Экспериментальные основы процесса коммуникативной реабилитации младших школьников с задержкой психического развития средствами наглядного моделирования: этап диагностики / У. Е. Илларионова, А. В. Кубасов // Специальное образование. - 2022. - № 1. - С. 92-105. Аннотация: В статье представлен анализ теоретической и методической литературы, затрагивающей особенности процесса коммуникативной реабилитации у детей младшего школьного возраста с ЗПР средствами наглядного моделирования. Отмечается, что сформированность коммуникативных навыков играет большую роль в подготовке детей к школьному обучению. В исследовании отдельно рассматриваются различные научные подходы к понятиям "коммуникативная реабилитация", "коммуникативные навыки", "метод наглядного моделирования". Научная новизна статьи определяется избранной диагностической методикой, предполагающее обследование трех компонентов в структуре коммуникативных навыков: информационно-коммуникативного, интерактивного и перцептивного. Описаны результаты экспериментального изучения сформированности коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР: организация, методическое обеспечение и анализ данных эксперимента. На основе проведенного исследования в дальнейшем предполагается разработка программы коррекционной работы направленной на коммуникативную реабилитацию детей младшего школьного возраста с ЗПР средствами наглядного моделирования.

11. Ильина, С.Ю. Уроки чтения для обучающихся с легкой умственной отсталостью в контексте педагогического наследия К.Д. Ушинского / С.Ю. Ильина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 5. – С. 4-11.

12. Инденбаум, Е.Л. Исследования в сфере сопровождения образования и социализации обучающихся с отставанием в развитии: история и современность иркутской специальной психологии / Е.Л. Инденбаум, А.А. Гостар // Дефектология. – 2023. – № 5. – С. 27-37.

13. Караневская, О.В. Обеспечение участия лиц, имеющих психические расстройства и нарушения речи, в оценке их навыков и возможностей при помощи средств альтернативной и дополнительной коммуникации / О.В. Караневская, М.Е. Сиснева // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – №1. – С. 22-32.

14. Кинаш, Е.А. Динамика образовательных достижений второклассников с умеренной умственной отсталостью в предметной области «Язык и речевая практика» / Е.А. Кинаш // Дефектология. – 2023. – № 5. – С. 49-60.

15. Кононова С. И. Рекомендации по организации урока для специалистов и родителей, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями / Кононова С. И. // Логопед. - 2022. - № 1. - С. 94-97. Аннотация: В статье представлены рекомендации по организации и проведению урока в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Приводятся требования к использованию материалов и выстраиванию коммуникации с особым ребенком.

16. Ланская О. В. Эффективность методики развития двигательных качеств школьников с умственной отсталостью с использованием подвижных игр / Ланская О. В., Сазонова Л. А., Королькова Е. И. // Адаптивная физическая культура. - 2022. - № 2. - С. 7-10. Аннотация: В статье представлены данные, свидетельствующие об эффективности разработанной методики занятий адаптивной физической культурой с использованием подвижных игр для развития двигательных качеств (силовых, скоростных, ловкости, скоростно-силовых, гибкости) младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.

17. Ларина Е. А. Тяжелые и множественные нарушения в развитии и эффективность их комплексной коррекции у ребенка с синдромом Моуэта - Уилсона (Mowat-Wilson syndrome) / Е. А. Ларина, И. А. Кайдалова // Специальное образование. - 2022. - № 1. - С. 106-118. Аннотация: В данной статье описан жизненный этап от рождения до 7 лет ребенка с синдромом Моуэта - Уилсона, последовательно проанализирована медицинская и психолого-педагогическая реабилитация девочки, структурированы критерии синдрома, отмечены компенсаторные возможности организма, указаны методы реабилитации, логопедической и дефектологической коррекции, принесшие положительные результаты. Статья будет полезна лицам, чья работа связана с коррекцией и лечением коммуникативных и интеллектуальных расстройств у детей с ТМНР.

18. Любимова, Е.С. Формирование представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями / Е.С. Любимова, Т.П. Ничепорчук, В.А. Кузнечикова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 4. – С. 74-81. Аннотация: В данной статье представлен анализ научно-исследовательских трудов отечественных учёных по проблеме изучения формирования представлений о себе у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Описаны результаты диагностической и опытно-экспериментальной работы.

19. Максимова С. Ю. Конспект группового физкультурного занятия для детей младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна / С. Ю. Максимова // Синдром Дауна. XXI век. - 2022. - № 1. - С. 36-39. Аннотация: Статья-конспект демонстрирует, как провести групповое занятие для детей раннего возраста с синдромом Дауна, решая при этом не только двигательные, но и коммуникативные задачи. Дополнительное педагогическое сопровождение, а также сочетание речевых и альтернативных методов общения позволяют сформировать у ребенка навыки адекватного социального поведения.

20. Маллер, А. Р. Развитие жизненных компетенций у детей с инвалидностью : методическое пособие / А. Р. Маллер. - Москва : В. Секачев, 2019. - 159 с.

21. Моргачева, Е.Н. Современное состояние инклюзивного образования детей и подростков с интеллектуальными нарушениями в США / Е.Н. Моргачева // Дефектология. – 2023. – № 4. – С. 24-34.

22. Нурлыгаянов, И.Н. Психолого-педагогические трудности в организации дистанционного обучения школьников с умственной отсталостью. Сообщение 2 / И.Н. Нурлыгаянов, Е.Н. Соломина, А.В. Голубчикова // Дефектология. – 2023. – № 3. – С. 58-68.

23. Парфенова В. В. Театр как феномен жизненного мира ребенка с выраженными нарушениями интеллекта / Парфенова В. В., Яковлева И. М. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 1. - С. 87-94. Аннотация: Автор статьи предлагает повысить эффективность внеурочной деятельности детей с выраженными нарушениями интеллекта путем создания педагогической модели, основанной на феноменах их жизненного мира. В качестве одного из таких феноменов рассматривается театр. Представлены результаты глубоких интервью с классными руководителями - организаторами внеурочной деятельности и экспериментального исследования представлений детей данной категории о театре, их опыта участия в театральной деятельности и эмоционального отношения к ней, которые наряду с анализом литературы по проблеме позволяют сделать вывод, что театр может стать одним из основных компонентов модели внеурочной деятельности.

24. Педагогические аспекты физического воспитания детей с синдромом Дауна / Сурсимова О. Ю., Федорова Н. А., Резаева А. В., Нуралиев Б. К. // Адаптивная физическая культура. - 2022. - № 2. - С. 43-45. Аннотация: В статье представлены результаты апробации методики занятий адаптивной физической культурой с детьми с синдромом Дауна. Определялся уровень развития физических качеств детей в возрасте 3–10 лет. Даются практические рекомендации по особенностям проведения физкультурно-оздоровительных занятий с детьми с синдромом Дауна. Отмечена высокая эффективность занятий АФК в процессе развития ребенка при условии непрерывной систематической работы.

25. Петрова С. А. Организация коммуникативного подхода на уроках русского языка с умственно отсталыми учениками младших классов / Петрова С. А. // Логопед. - 2022. - № 6. - С. 84-89. Аннотация: В статье рассматривается принцип коммуникативного подхода на уроках русского языка с младшими школьниками с нарушением интеллекта. Рассматривается вопрос формирования навыков общения у умственно отсталых школьников.

26. Прокова, Н.И. Формирование учебного поведения у ребенка с синдромом Дауна и с интеллектуальной недостаточностью / Н.И. Прокова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2023. – № 4. – С. 63-66.

27. Семина, Анна. В Барнауле впервые прошел "особенный" турнир : на поле вышли дети с синдромом Дауна / А. Семина // Комсомольская правда. - 2022. - 28 янв. (№ 6). - С. 11. Аннотация: Статья о первом в истории Алтайского края Футбольном турнире для детей с синдромом Дауна. В нем приняли участие 6 команд. На поле выходили ребята от 5 до 16 лет. По итогам матчей определили победителей и вице-чемпионов. Все участники получили медали, сувениры, дипломы и сладкие подарки, а чемпионам вручили кубки.

28. Сереброва Я. М. Особенности социально-коммуникативных навыков у людей с синдромом Дауна / Я. М. Сереброва // Синдром Дауна. XXI век. - 2022. - № 1. - С. 41-47. Аннотация: Материал может быть полезен при оптимизации коммуникативной сферы взаимодействия с людьми с синдромом Дауна. Читатели познакомятся с общей характеристикой вербальной и невербальной коммуникации, описанием экспрессивных и рецептивных навыков у подростков и взрослых с синдромом Дауна, получат рекомендации для облегчения общения с такими людьми.

29. Скира Е. В. Педагогические условия формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики / Скира Е. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 1. - С. 14-17. Аннотация: В статье описаны педагогические условия, способствующие эффективному формированию базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Представлены приемы практической работы на уроках математики.

30. Степанов, К.В. Соотношение особенностей смысловой сферы и проявлений дезадаптации подростков-сирот с разным уровнем интеллектуального развития / К.В. Степанов // Дефектология. – 2023. – № 5. – С. 13-26.

31. Структура личностных достижений школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Г. А. Мишина, Е. А. Стреблева, Е. А. Шилова, Д. М. Мартышевская // Специальное образование. - 2022. - № 1. - С. 119-132. Аннотация: Целью настоящего исследования стало сравнительное изучение структуры личностных результатов образования разновозрастных групп школьников с УО, обучающихся по дифференцированным АООП. Выявлено, что у обучающихся с легкой умственной отсталостью наибольшие трудности в учебной деятельности связаны сформированием субъекта обучения и регулятивным осуществлением учебных действий (в младшей школе) и с регуляцией учебных действий в старшей школе. Результаты мониторинга позволят совершенствовать содержание психолого-педагогического сопровождения школьников изучаемой категории на современном этапе модернизации образования.

32. Чудесникова, Татьяна Алексеевна. Геометрический кейс в диагностике дошкольников с задержкой психического развития / Чудесникова Т. А. // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 1. - С. 55-64. Аннотация: Автор статьи рассказывает об опыте разработки экспресс-диагностики социально-коммуникативных компетенций в условиях решения совместных познавательных, игровых и продуктивных задач воспитанниками с ЗПР. Предложен сценарий диагностического занятия на тему "Весна".

33. Яковлева И. М. Развитие базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью в процессе обучения решению математических задач / И. М. Яковлева, Е. В. Скира // Специальное образование. - 2022. - № 1. - С. 150-161. Аннотация: В статье подчеркивается, что именно математике, и особенно ее разделу, связанному с обучением решать математические задачи, принадлежит ключевая роль в формировании базовых учебных действий, особенно познавательных и регулятивных. Цель статьи - представить технологию формирования базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью в учебном процессе; показать значимость формирования базовых учебных действий у обучающихся с УО. Авторы анализируют уровень сформированности личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных базовых учебных действий у 79 обучающихся с легкой умственной отсталостью и у 46 обучающихся с умеренной УО. Исследование раскрывает состояние и отличия в становлении базовых учебных действий у обучающихся с разной степенью интеллектуального нарушения в процессе решения математических задач. Подробно описана динамика развития базовых учебных действий у обучающихся от второго к пятому классу. Приводится анализ умений решать математические задачи обучающимися с легкой и умеренной умственной отсталостью. Рассмотрена система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на формирование базовых учебных действий у обучающихся с УО в процессе обучения решению математических задач. Материалы исследования могут быть реализованы в дальнейшей исследовательской деятельности для решения проблемы актуализации и формирования базовых учебных действий в образовательных организациях, осуществляющих обучение детей с легкой и умеренной УО в условиях ФГОС обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями).

 

Составитель Майдурова А. П.