Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллектуального и психического развития. Выпуск 15.

1. Лукьянова И. Е. Дисфункция правого полушария головного мозга, или Издержки воспитания и образования / И. Е. Лукьянова, Е. А. Сигида, С. Н. Утенкова // Специальное образование. - 2019. - N 1. - С. 41-53. В статье говорится о функциональной специализации полушарий как об одной из фундаментальных закономерностей организации мозга. Обосновывается, что межполушарная асимметрия определяет многие индивидуальные врожденные особенности психического развития. Рассматриваются две стратегии психического развития человека в связи с особенностями сенсорного восприятия правого и левого полушария. Существование этих стратегий находит все более широкое признание у специалистов и учитывается в рамках дефектологической практики, т. к. показано, что в процессе развития головного мозга полушария развиваются разновременно. Правое полушарие развивается быстрее левого, и его вклад в психическое и физическое развитие, особенно в начальные годы, является основополагающим. Воспитание и образование способствуют переходу доминирующих функций от правого полушария к левому - появляется левополушарная латерализация. Для понимания общего принципа дисфункции полушарий головного мозга в статье введено психофизиологическое понятие "дисфункция правого полушария". Отмечается, что дезинтеграция полушарий мозга приводит к гностико-практическим нарушениям, при которых дисфункция правого полушария играет ключевую роль. Функциональная асимметрия полушарий мозга ставит вопрос о дифференцированном подходе к реабилитации и обучению детей с особыми образовательными потребностями с учетом особенностей межполушарного взаимодействия.

2. Субботина Е. И. Сенсорное воспитание детей со сложными нарушениями развития / Е. И. Субботина, А. Я. Абкович // Специальное образование. - 2019. - N 1. - С. 64-74. Статья посвящена проблеме сенсорного воспитания детей с ТМНР. Актуальность проблемы определяется значительным увеличением количества детей с ТМНР в образовательных организациях и нехватки предназначенных для диагностики и коррекции сенсорно-перцептивной сферы детей программно-методических материалов, адекватных особенностям их развития и тяжести имеющихся нарушений. Показано, что исследователи рассматривают развитие сенсорных и перцептивных процессов как единое целое. На основании анализа научной литературы авторы отмечают низкий уровень сенсорного развития детей с ТМНР. Сенсорно-перцептивные процессы рассматриваются как база дальнейшего познавательного развития детей данной группы как основа их взаимодействия с окружающим миром. Описаны результаты эмпирического исследования, целью которого было изучение сенсорно-перцептивной сферы детей 3-4 лет с различными формами ДЦП тяжелой степени выраженности в сочетании с грубыми нарушениями речевого и интеллектуального развития. Авторами представлена разработанная диагностическая программа, которая включает следующие блоки: исследование зрительного восприятия, исследование слухового восприятия, исследование тактильной чувствительности. Приведены результаты констатирующего эксперимента и описаны организационно-методические подходы к разработке коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие сенсорно-перцептивной сферы детей с ТМНР.

3. Грошенкова В. А. К вопросу об обучению грамоте школьников с нарушением интеллекта / Грошенкова В. А., Мельникова И. И. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2019. - № 3. - С. 70-74. В статье раскрываются психолого-педагогические, психолингвистические и лингвистические основы обучения чтению и письму, основные методы обучения, их преломление в специальной методике преподавания русского языка для обучающихся с нарушениями интеллекта.

4. Найденова Ю. В. Игры с использованием песка в логопедической работе с детьми с нарушением интеллекта / Найденова Ю. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2019. - № 3. - С. 105-109. В статье описывается теоретико-методическое обеспечение процесса логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями с использование песка. Автор предлагает нетрадиционную форму работы с детьми в песочнице на основе игр по профилактике дисграфии и дислексии, развитию мелкой моторики, коррекции звукопроизношения.

5. Лушкарева О. В. В Подмосковье внедряются новые направления трудовой подготовки и дополнительного образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / О. В. Лушкарева, Л. В. Кузьмина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2019. - № 5. - С. 46-47.

6. О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2019. - № 5. - С. 4-12.

7. Титова, Оксана Владимировна. Механизм привлечения лиц с интеллектуальными нарушениями в систему профессионального обучения / О. В. Титова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2019. - № 5. - С. 13-20. В статье представлен механизм привлечения лиц с интеллектуальными нарушениями в систему профессионального обучения с учетом уровня снижения интеллекта и форм организации образовательно-воспитательного процесса. Определены принципы, на которых выстроен механизм. Пошагово описаны этапы вовлечения лиц с интеллектуальными нарушениям в профессиональное обучение.

8. Громова О. И. Формирование естественнонаучных компетенций у умственно отсталых школьников в процессе учебной деятельности / Громова О. И. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2019. - № 4. - С. 4-10. Статья раскрывает ключевые аспекты формирования естественнонаучных компетенций у умственно отсталых школьников в процессе учебной деятельности. Основной акцент сделан на формировании естественнонаучной компетенции в специально организованной деятельности, в которой умственно отсталый ребенок становится ее субъектом.

9. Строева К. Н. Психологические аспекты тревожности у обучающихся с нарушениями интеллекта / Строева К. Н. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2019. - № 4. - С. 26-31. Статья содержит теоретико-экспериментальное описание психологических аспектов проявления тревожности у школьников с нарушениями интеллекта. Автор приводит количественные и качественные данные, свидетельствующие об особенностях проявления тревожности у данной категории детей.

10. Шарова Ю. И. Содержание психокоррекционных занятий для обучающихся с задержкой психического развития / Шарова Ю. И. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2019. - № 4. - С. 49-66. В статье представлено содержание психокоррекционных занятий адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития 1 класс (вариант 7.2). Курс коррекционно-развивающей области "Психокоррекционные занятия" является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков психического развития у школьников, получающих образование.

11. Бенилова С. Ю. Роль факторов риска на ранних этапах онтогенеза в ранней комплексной профилактике нарушений развития речи и интеллекта / С. Ю. Бенилова // Специальное образование. - 2019. - N 3. - С. 148-164. В статье приведены данные, убедительно доказывающие необходимость организации системы ранней комплексной профилактики нарушений развития речи и интеллекта у детей, базирующейся на выявлении факторов риска каждого этапа онтогенеза, а также потребность в развитии мультидисциплинарного и межотраслевого сотрудничества. Необходимость указанных мер связана с тем, что в последние десятилетия, начиная с конца XX в. и в наше время, отмечается снижение уровня здоровья детей, в т. ч. психического. Основная идея программы: обоснование безотлагательных мер по организации ранней психолого-медико-педагогической комплексной профилактики. Цель программы - предотвратить на ранних этапах развития нарушения формирования психоречевой, познавательно-интеллектуальной деятельности, а также учебной деятельности с дальнейшей интеграцией в микро- и макросоциум. Задачи: создание концепции профилактики нарушений развития; принятие безотлагательных мер по организации по организации ранней психолого-медико-педагогической комплексной профилактики; выявление предикторов нарушенного развития; выявление группы риска детей с угрозой формирования отклонений; выявление начальных и латентных проявлений нарушений развития; определение задач всех заявленных специалистов на каждом этапе онтогенеза.

12. Комарова, Софья Вадимовна. Вариативность содержания уроков "речевой практики" в рамках ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / С. В. Комарова, Г. В. Савельева, С. С. Дуденкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2019. - № 6. - С. 22-29. В статье рассматриваются основные подходы к организации работы по развитию речевой коммуникации в рамках реализации ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью, представлены примеры заданий и игровых упражнений для использования на уроках "Речевой практики" в школах, реализующих АОП для данной категории школьников.

13. Ахметшина А. А. Звуки [ш], [з] и буквы Ш, Ж : занятие для учащихся 3-х классов с ментальными нарушениями / Ахметшина А. А. // Логопед. - 2019. - № 7. - С. 72-77. В статье представлен сценарий подгруппового занятия для учащихся 3-х классов с легкой степенью умственной отсталости и расстройствами аутистического спектра с использованием средств сенсорной интеграции, направленного на закрепление правильного произношения звуков [ш]-[ж], развитие фонематического анализа и синтеза, слухового, зрительного внимания, оптико-пространственного восприятия и представлений.

14. Вакорина Л. Ю. Разъяснение о нормативных правовых актах, регламентирующих обучение детей с умственной отсталостью, об особенностях формулирования заключений ПМПК в отношении данной категории детей / Л. Ю. Вакорина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2019. - № 7. - С. 7-8.

15. Шишкова, Маргарита Игоревна. Изучение произведений устного народного творчества школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М. И. Шишкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2019. - № 7. - С. 48-54. В статье рассматриваются возможности изучения различных жанров устного народного творчества школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения. Показаны приемы работы, способствующие развитию коммуникативной функции речи обучающихся, даны методические рекомендации.

16. Сиротюк Ал. Дети с синдромом Дауна в условиях инклюзивной образовательной среды ДОО / Ал. Сиротюк, Ан. Сиротюк // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 11. - С. 76-83. В статье проводится обзор коррекционно-развивающих методик, которые можно использовать для работы с детьми с синдромом Дауна: многофункциональные методики, методики ранней помощи, для развития речи, формирования навыков чтения и математических навыков, социализации и адаптации в обществе, методика замещающего онтогенеза. Также представлен опыт работы с детьми с синдромом Дауна по методике замещающего онтогенеза.

17. Жиянова П. Л. Вебинары помогают специалистам и родителям сделать шаг навстречу друг другу / П. Л. Жиянова ; интервью Н. Ю. Ивановой // Синдром Дауна. XXI век. - 2019. - N 2. - С. 30-34. Рассказ о цикле вебинаров, посвященных работе с ребенком с синдромом Дауна раннего возраста, о том, чему могут научиться на этих вебинарах специалисты и родители, и о том, как сегодня изменилась роль специалиста по ранней помощи при взаимодействии с семьей особого ребенка.

18. Иванова Н. Ю. Медиалаборатория как площадка для развития коммуникативных навыков у подростков и молодых людей с синдромом Дауна / Н. Ю. Иванова // Синдром Дауна. XXI век. - 2019. - N 2. - С. 20-29. Статья о более чем двухлетнем поиске удачных решений в области обучения детей с интеллектуальными особенностями медиаграмотности: формы работы, методы, приемы, критерии оценки результатов, анализ опыта.

19. Кучеренко, Елена. Боятся не "больных детей", боятся ранить родителей / Е. Кучеренко // Синдром Дауна. XXI век. - 2019. - N 2. - С. 67-71. Мама двухлетней девочки с синдромом Дауна рассказывает о своем опыте переживания травмы рождения особого ребенка, о том, что помогло ей преодолеть трудный период и найти ресурсы, чтобы жить счастливой жизнью.

20. Сереброва Я. М. Восприятие ребенка с синдромом Дауна его сиблингами / Я. М. Сереброва // Синдром Дауна. XXI век. - 2019. - N 2. - С. 11-19. Обзор исследований взаимоотношений с ребенком с синдромом Дауна его сиблингов, их переживания, мнения, установки. Авторы исследований пытаются ответить, как наличие в семье ребенка с синдромом Дауна влияет на его типично развивающихся братьев и сестер и каковы последствия такого влияния.

21. Юмашева Т. Б. О личности в истории и об истории личности / Т. Б. Юмашева ; интерьвю Н. С. Грозной и М. А. Фурсовой // Синдром Дауна. XXI век. - 2019. - N 2. - С. 3-8. Авторы прослеживают связь рождения внука с синдромом Дауна у первого президента Р. Ф. Б. Н. Ельцина с реформами в системе российского школьного школьного образования и распространением практики инклюзии. Рассказ о том, каким был для Глеба и его семьи путь к инклюзии, школе, успеху и взрослой жизни.

22. Газимова Е. А. Пластилинография в развитии художественно-творческих способностей дошкольников с нарушениями интеллекта / Газимова Е. А. // Логопед в детском саду. - 2019. - N 4. - С. 89-94. Автор статьи раскрывает теоретико-практические основы применения техники пластилинографии в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, имеющих нарушения интеллекта; описывает задачи, решаемые на занятиях, приемы работы и результат, который может быть достигнут при систематическом применении.

23. Новоселова Е. Л. Организация коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями интеллекта в условиях детского сада компенсирующего вида / Новоселова Е. Л. // Логопед в детском саду. - 2019. - N 4. - С. 17-20. Автор статьи рассматривает проблему организации коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения интеллекта, в условиях детского сада компенсирующего вида: работы по развитию когнитивных процессов, речи, игровой деятельности.

24. Сенникова Л. В. Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками с нарушениями интеллекта / Сенникова Л. В. // Логопед в детском саду. - 2019. - N 4. - С. 105-108. В статье представлена авторская разработка по обучению дошкольников с нарушениями интеллекта изобразительной деятельности средствами нетрадиционных техник рисования. Автор описывает такие техники, как рисование кефиром, рисование "волшебным кулечком", рисование пальчиками и ладошкой, дает методические рекомендации по их использованию в работе педагога.

25. Бобровская Н. И. Развитие навыков сознательного (смыслового) чтения у учащихся с ЗПР / Бобровская Н. И. // Логопед. - 2019. - № 10. - С. 78-82. В статье рассматривается проблема формирования навыка осознанного (смыслового) чтения у учащихся с задержкой психического развития. Представлены упражнения на развитие умения устанавливать смысловые и логические связи в тексте, поскольку именно эта работа обеспечивает понимание смысла прочитанного.

26. Матвеева Н. В. Альтернативная коммуникация в группе детей с тяжелыми интеллектуальными и двигательными нарушениями / Матвеева Н. В., Уральская А. И. // Логопед. - 2019. - № 10. - С. 35-39. В статье описано использование в работе с детьми с тяжелыми интеллектуальными и двигательными нарушениями сигнальных, экспрессивных, командных символов и жестов. Эти стратегии наиболее подходят для школьников с когнитивными расстройствами и помогают сделать их жизнь менее тревожной.

27. Пашинова О. Дифференциация коррекционно-логопедической работы : дошкольники с ЗПР / О. Пашинова, С. Серебренникова, А. Лушова // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 12. - С. 53-60. В статье представлено содержание коррекционно-логопедической работы с дошкольниками пятого года жизни при задержке психического развития. Описаны процедура и результаты обследования речевого развития детей с ЗПР.

28. Проект "Мир вокруг нас. Птицы" / Е. Л. Уточкина, Е. В. Реутова, Л. Г. Арифуллина, Т. В. Попова // Дошкольная педагогика. - 2019. - № 10. - С. 34-37. Данный проект ориентирован на детей с ЗПР.

29. Карелина И. Б. Комплексная помощь детям с нарушениями речи и интеллекта в условиях частного абилитационного центра / И. Б. Карелина, А. И. Зябликова // Дошкольная педагогика. - 2019. - № 2. - С. 7-10 ; 2020. - № 1. - С. 14-17.

30. Кондратьева С. Ю. Профилактика дискалькулии у старших дошкольников, имеющих интеллектуальные нарушения и расстройства аутистического спектра в структуре комплексной деятельности учителя-дефектолога и воспитателя группы / С. Ю. Кондратьева, М. О. Паньшина // Дошкольная педагогика. - 2020. - № 1. - С. 43-45. Описание и характеристика направлений коррекционно-воспитательного воздействия по профилактике дискалькулии.

31. Попкова Л. Д. Развитие артикуляционной моторики и формирование мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ / Попкова Л. Д. // Логопед. - 2020. - № 1. - С. 77-86. В данной статье представлен опыт работы по развитию артикуляционной и мелкой моторики у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Предложены упражнения и игры на развитие артикуляционного аппарата и пальцев рук.

32. Хруслова Е. А. Использование элементов Монтессори-педагогики в логопедической работе / Хруслова Е. А. // Логопед. - 2020. - № 1. - С. 18-23. В статье рассказывается об использовании элементов Монтессори-педагогики в формировании коммуникации у детей с нарушениями в развитии, дается пример индивидуального занятия для дошкольников с синдромом Дауна с применением этой технологии.

33. Гайфуллина, Ляля Кашфулловна. Организационно-методические условия обучения детей с задержкой психического развития на этапе основного общего образования / Л. К. Гайфуллина, Е. Н. Соломина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - N 1. - С. 8-13. Статья посвящена изучению организационно-методических условий обучения детей с ЗПР на этапе основного общего образования с учетом их особых образовательных потребностей.

34. Аладьева И. В. Мультимедийные презентации как средство активизации речевой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Аладьева И. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2020. - № 1. - С. 53-56. В статье описаны трудности, которые испытывают дети с нарушением интеллектуального развития в овладении связной речью, представлены методические рекомендации по коррекции нарушений связной речи у данной категории детей, доказывается эффективность использования мультимедийной презентации в работе по коррекции нарушений речи обучающихся.

35. Козырева О. А. Учет сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у первоклассников с задержкой психического развития / Козырева О. А., Косолапова Е. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2020. - № 1. - С. 13-20. Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования поставил перед всей системой образования важнейшую задачу: формирование универсальных учебных действий. Концепция их развития и формирования наглядно представлена в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС НОО), методологической основой создания которого является системно-деятельностный подход. Опираясь на данный подход, основным элементом работы учащихся становится освоение учебно-исследовательской, поисково-творческой, конструкторской и других видов деятельности. При этом, как правило, учитываются индивидуальные, психофизические, возрастные особенности учащихся. Результатом системно-деятельного подхода в образовании является сформированность универсальных учебных действий у обучающегося и расценивается как основа развития многогранной и гармоничной личности.

36. Свищева Е. М. Логопедическое занятие в 1 классе для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью / Свищева Е. М. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2020. - № 1. - С. 126-128. Статья содержит практический материал в рамках логопедического занятия для обучающихся первого класса с интеллектуальной недостаточностью по дифференциации звуков [с] и [ш]. Автор представляет задания для развития навыков звукового и слогового анализа, словообразованию прилагательных, формированию умения составлять предложения.

37. Шаповалова О. Е. Развитие и коррекция воображения младших школьников с нарушением интеллекта / Шаповалова О. Е. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2020. - № 1. - С. 27-33. Статья посвящена проблеме развития и коррекции воображения младших умственно отсталых школьников. В отличие от других познавательных процессов, воображение при умственной отсталости изучено мало, а научно-методических материалов, способствующих его коррекции и развитию, и вовсе недостаточно. В статье обобщаются имеющиеся в науке данные, а также приводятся результаты экспериментального изучения воображения умственно отсталых детей и практически апробированные задания, направленные на его коррекцию и развитие. Материалы и результаты данного исследования могут успешно использоваться в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы.

38. Федорова Н. И. Компетентность родителей детей с нарушением интеллекта в сфере адаптивной физической культуры / Федорова Н. И., Парфенова Л. А. // Адаптивная физическая культура. - 2020. - № 1. - С. 6-7. В статье рассматривается вопрос реализации программы педагогического сопровождения семьи, имеющей детей с нарушениями интеллекта, с участием компетентных профессионалов, обеспечивающих активное участие родителей в процессе адаптивного физического воспитания в домашних условиях. Подготовка специалистов с необходимыми профессиональными компетенциями в сфере адаптивной физической культуры становится важным шагом на пути становления адаптивного семейного воспитания, и в значительной мере определяет результативность работы с родителями, повышает ее качество.

39. Божева Т. М. Занятие по речевому развитию с использованием игровых технологий в подготовительной к школе группе для детей с нарушением интеллекта по сказке "Рукавичка" / Т. М. Божева // Дошкольная педагогика. - 2020. - № 2. - С. 30-33.

40. Злобина Д. А. Интегрированное занятие "Весна" для детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет с нарушением интеллекта / Д. А. Злобина // Дошкольная педагогика. - 2020. - № 2. - С. 40-43.

41. Карпова Т. Э. Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР "Домашние животные" / Т. Э. Карпова // Дошкольная педагогика. - 2020. - № 2. - С. 38-39.

42. Нартова З. И. Формирование социально-бытовой компетенции воспитанников с умственной отсталостью на занятиях домоводства / Нартова З. И. // Логопед. - 2020. - № 2. - С. 99-102. В статье представлен сценарий занятия по формированию у детей с умственной отсталостью социально-бытовых компетенций на занятиях по домоводству, даны направления работы по обучению социальной адаптации.

43. Мочалина, Марина Андреевна. Использование элементов проектной деятельности в формировании читательского интереса у обучающихся с интеллектуальными нарушениями / М. А. Мочалина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - N 2. - С. 34-41. В статье описан опыт работы по формированию читательского интереса у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (6 класс) в процессе внеурочной деятельности на основе применения метода проектов.

44. Богданова Е. И. Логопедические приемы работы в коррекции дизорфографии со школьниками с ЗПР / Богданова Е. И. // Логопед. - 2020. - № 3. - С. 12-21. В данной статье описана дизорфография, приведены симптоматика и механизмы специфических ошибок на письме.

45. Захарова И. И. Экскурсия в музей боевой славы : мероприятие для детей 5-7 лет с интеллектуальными нарушениями / Захарова И. И., Мищенко Т. Ю. // Логопед. - 2020. - № 3. - С. 57-59. В статье представлено мероприятие, направленное на расширение представлений старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями о Великой Отечественной войне.

46. Курлыкова С. Н. Главное для мамы : логопедический тренинг для детей с ЗПР и ТНР, их родителей и педагогов / Курлыкова С. Н., Коренкова М. А. // Логопед. - 2020. - № 3. - С. 22-28. В статье представлен логопедический тренинг для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи, их родителей и педагогов, направленный на формирование умения взаимодействовать через работу в парах, группе, следуя определённым правилам.

47. Поздеева Е. В. Организация работы с родителями в группе специальной компенсирующей направленности для детей с ЗПР / Е. В. Поздеева, А. В. Свешникова // Дошкольная педагогика. - 2020. - № 3. - С. 49-51.

48. Неволина Ю. Когда ребенок солнечный / Ю. Неволина // Вечерний Барнаул. - 2020. - 21 марта (№ 40). - С. 7. Жительница Барнаула, многодетная мама Виктория Кузнецова не понаслышке знает, что такое воспитывать ребенка с синдромом Дауна. Сегодня она сама вселяет веру в светлое будущее семьям, в которых появился особенный ребенок.

49. Грошенкова В. А. Обучение грамоте младших школьников с ментальными нарушениями / Грошенкова В. А., Мельникова И. И. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2020. - № 2. - С. 76-84. Авторы статьи анализируют существующие методы обучения грамоте младших школьников, раскрывают их суть в свете преломления через обучение грамоте детей с нарушением интеллекта; обращают внимание на отдельные аспекты обучения первоначальному чтению и письму, предлагают упражнения на определенном этапе работы.

50. Жарова В. А. Особенности общения школьников с нарушением интеллекта умеренной степени / Жарова В. А. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2020. - № 2. - С. 112-119. В статье описаны особенности общения как деятельности, представлены разные определения данного понятия с точки зрения теории коммуникации, психологии и психолингвистики, раскрыты условия осуществления коммуникации обучающимися с нарушениями интеллекта умеренной степени, выявлены особенности становления навыка общения у данной категории школьников.

51. Карзунина О. С. Развитие мелкой моторики руки и речи у обучающихся с глубокой умственной отсталостью средствами изобразительной деятельности / Карзунина О. С. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2020. - № 2. - С. 104-107. На уроке обучающиеся 5-7 классов с глубокой умственной отсталостью уточняют, расширяют и активизируют словарь по теме "Осень", расширяют представления о жизни лиственных деревьев осенью, развивают мелкую моторику рук выполнение приклеивания элементов, обогащают сенсорный и познавательный опыт. На занятии используются элементы цветотерапии и музыкотерапии.

52. Каримова Н. Д. Формирование навыка списывания у обучающихся с нарушением интеллекта / Каримова Н. Д. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2020. - № 2. - С. 120-125. В статье представлена система упражнений по формированию навыка списывания у учащихся младших и старших классов с нарушением интеллекта, направленные на преодоление недостатков, препятствующих активному развитию навыков списывания построена на методических принципах, включает определенные этапы работы и упражнения для развития фонематического анализа и синтеза, зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, пространственной ориентировки и речедвигательного контроля.

53. Козырева О. А. Исследование сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у первоклассников с ЗПР / Козырева О. А., Косолапова Е. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2020. - № 2. - С. 45-62. Проведенный анализ теоретической и методической литературы по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий позволил установить, что их сформированность играет огромную роль в становлении личности младшего школьника и является актуальной потребностью общества в образовательной сфере.

54. Поселенов, Андрей Вячеславович. Проблема формирования теоретических знаний у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках трудового обучения / Поселенов А. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2020. - № 2. - С. 34-44. Автором определена как актуальная и современная для специальной педагогики проблема формирования теоретических знаний у обучающихся с умственной отсталостью на уроках трудового обучения. В статье описаны предпосылки и условия для успешного формирования у обучающихся с умственной отсталостью теоретических знаний в предметной области "Технология".

55. Рабина Е. Ф. Полисенсорный подход к развитию речи школьников с умеренной умственной отсталостью / Рабина Е. Ф. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2020. - № 2. - С. 108-111. В статье описана система логопедической работы на основе полисенсорного подхода, основанного на связи слухового, вестибулярного, зрительного, тактильного, проприоцептивного чувств. Автор раскрывает содержание логопедической работы с неговорящими школьниками с умственной отсталостью умеренной степени, предполагающей развитие психических функций, общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации, дыхания, голоса и артикуляционной моторики, импрессивной и экспрессивной речи.

56. Феклистова И. В. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях взаимодействия учителя-логопеда и учителя трудового обучения / Феклистова И. В., Мусалов А. Х. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2020. - № 2. - С. 85-91. Основным ожидаемым результатом обучения обучающихся с интеллектуальными нарушениями является формирование жизненных компетенций, позволяющих достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач. Работая над проектом по созданию коррекционно-развивающих пособий для логопедического кабинета, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей, что способствует формированию жизненных компетенций.

57. Мониторинг состояния здоровья, психической и двигательной сферы школьников 13–14 лет с задержкой психического развития, обучающихся в условиях инклюзивной образовательной организации / Андреев В. В., Фоминых А. В., Михеева О. В., Бурдюгов Р. В. // Адаптивная физическая культура. - 2020. - № 2. - С. 46-48. Статья содержит результаты педагогического наблюдения и изучения школьников 13–14 лет с задержкой психического развития, обучающихся в инклюзивных классах общеобразовательных школ. На основе медицинских карт и психологических тестов выявлены показатели состояния здоровья, психической и двигательной сферы.

58. Вильшанская, Аделя Дамировна. Проектирование психокоррекционного курса педагога-психолога для обучающихся начальных классов с задержкой психического развития / А. Д. Вильшанская, Л. М. Пономарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - N 4. - С. 44-54. В статье представлено содержание деятельности педагога-психолога при проектировании и реализации коррекционно-развивающей области "Психокоррекционные занятия". Обоснованы и раскрыты основные структурные компоненты (модули) программы, описано их содержательное наполнение по годам обучения. В качестве примера приведено тематическое планирование психокоррекционного модуля по развитию коммуникативных компетенций детей с ЗПР первого года обучения.

59. Ильина, Светлана Юрьевна. Дифференцированный подход в формировании социальной компетентности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / С. Ю. Ильина, А Зарин, М. А. Чеботова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - N 4. - С. 4-13. В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией дифференцированного подхода в процессе формирования социальной компетентности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: дана краткая характеристика четырех уровней сформированности социальной компетентности у детей с интеллектуальной недостаточностью; определены условия, обеспечивающие эффективность формирования и развития социальной компетентности.

60. Стреблева, Елена Антоновна. Мониторинг достижений развития обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями (по окончании первого года обучения) / Е. А. Стреблева, А. В. Закрепина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - N 4. - С. 55-69. В статье представлена методика изучения итоговых достижений обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями (с умеренной УО, ТМНР) после первого года обучения по АООП (вариант 2): даны подробные инструкции к заданиям с учетом возрастных и образовательных потребностей обучающихся первого класса, интерпретация результатов педагогического обследования.

61. Васильева Т. Путешествие по городу Апатиты : для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / Т. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2020. - № 6. - С. 40-46.

62. Алышева, Татьяна Викторовна. Организация образовательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью в процессе работы над арифметической задачей в 1-4 классах / Т. В. Алышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - № 5. - С. 13-22. В статье представлена система работы над арифметическими задачами, реализованная в современных учебниках математики для 1-4 классов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1). Показана специфика работы над задачами с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся с легкой УО.

Составитель Еремина О. А.