Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллектуального и психического развития. Выпуск 14

Бадмаева Т. Б. Сотрудничество с родителями как фактор успешности развития детей с интеллектуальной недостаточностью // Логопед. - 2018. - № 9. - С. 82-86.

Аннотация: В статье представлен опыт сотрудничества воспитателей с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья. Приведены разные формы работы с членами семей воспитанников: консультирование, утренники, выставки детских работ и др.

Кутлиметова Ф. Р. Формирование ЗОЖ у детей 5-7 лет с нарушением интеллекта // Логопед. - 2018. - № 9. - С. 104-106.

Аннотация: В данной статье рассказывается о формировании здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта. Приведены примеры игр, направленные на развитие навыков соблюдения личной гигиены.

Крючкова А. Когда "вниз" приводит "вверх" // Синдром Дауна. XXI век. - 2018. - № 2. - С. 67-69.

Аннотация: Автор - многодетная мама. Она пишет о радости и глубоком осмыслении рождения в семье малышки с синдромом Дауна. Она рассказывает о появлении новых измерений в восприятии человека и его возможностей и новых граней во внутрисемейных отношениях.

Манске К. Инклюзивное обучение : "Мое имя - Дурочка" // Синдром Дауна. XXI век. - 2018. - № 2. - С. 51-54.

Аннотация: Анализируется положение дел с обучением детей с синдромом Дауна в школах разных типов г. Гамбурга. В обычных школах совместное обучение является не естественным процессом, а социальной обязанностью и особый ребенок рискует стать изгоем. Специальные же школы не считают своим долгом организацию адекватных занятий, дающих этим детям шанс получить знания и профессию.

Одинокова Г. Ю. Открываем мир вместе : комментарии матери в процессе игры с ребенком раннего возраста с синдромом Дауна // Синдром Дауна. XXI век. - 2018. - № 2. - С. 19-22.

Аннотация: В статье представлена одна из характеристик материнского поведения в процессе игры с ребенком - комментирование всего, что привлекает его внимание. Анализ комментариев матери дает специалистам важную информацию о качестве коммуникации в диаде. Опыт работы с матерями, направленный на преодоление неблагоприятного развития коммуникации, показывает, что данному коммуникативному умению мать удается обучить.

Сереброва Я. М. Особенности развития арифметических навыков у школьников с синдромом Дауна // Синдром Дауна. XXI век. - 2018. - № 2. - С. 23-27.

Аннотация: Статья основана на гипотезе Р. Фарер, что у большинства людей с синдромом Дауна встречается онтогенетическая дискалькулия. Если эта гипотеза подтвердится, последствия для математического образования учащихся с синдромом Дауна будут значительны. Использование электронных вычислительных устройств в качестве средства преодоления трудностей с арифметикой позволит им изучать другие, пока недоступные для них аспекты математики.

Барабаш О. А. Оценка итоговых достижений в логике ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Часть 3. // Адаптивная физическая культура. - 2018. - № 4. - С. 15-17.

Аннотация: Статья является третьей частью цикла статей опубликованных в 2018 году в журнале Адаптивная физическая культура и касается вопросов оценки итоговых достижений обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по завершению освоения адаптированной основной образовательной программы. Предложены листы комплексной оценки итоговых достижений школьников по предмету «Физическая культура» (предметные результаты), шкалы оценки темпов прироста двигательных способностей и знаний, протокол оценки техники освоения двигательного действия (на примере оценки техники опорного прыжка).

Лапп Е. А. Проектирование междисциплинарного исследования профильной компетентности педагогов детей с задержкой психического развития и региональных факторов ее развития / Лапп Е. А., Ярикова С. Г. // Практическая дефектология. - 2018. - № 4. - С. 53-56.

Аннотация: Статься содержит описание проектирования междисциплинарного исследования профильной компетентности педагогов детей с ЗПР и региональных факторов ее развития. Авторами обосновывается актуальность проблемы, необходимость исследования правовых, психолого-педагогических, социальных и биологических факторов ее изучения. В статье представлены целевые установки проекта и поэтапный план его реализации.

Лысова С. Н. Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми 5-7 лет с нарушениями интеллекта // Логопед. - 2018. - № 10. - С. 18-23.

Аннотация: В данной статье представлен опыт работы по использованию мнемотаблиц, способствующих развитию всех компонентов устной речи, а также основных психических процессов. Приводится занятие, в ходе которого применяется данная технология.

Сизова А. В. Работа над орфограммой с учащимися с нарушением интеллекта на уроках русского языка / Сизова А. В., Федотова М. В. // Логопед. - 2018. - № 10. - С. 85-93.

Аннотация: В данной статье раскрывается методика работы над орфографическим правилом в специальной (коррекционной) школе. Описываются технологии работы над орфограммами на уроках русского языка с умственно отсталыми учащимися младших классов. Представлена работа над орфограммой с умственно отсталыми обучающимися начальных классов на примере конспекта урока.

Гомзякова Н. Ю. Изучение сформированности жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2019. - № 1. - С. 34-37.

Аннотация: В статье освящаются вопросы диагностики, подбора и определения качественного диагностического инструментария, направленного на изучение сформированности различных жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями, что является ключевым ориентиром в их образовательном процессе.

Инденбаум Е. Л. К вопросу о жизненных компетенциях у умственно отсталых младших школьников как способе удовлетворения их особых образовательных потребностей // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2019. - № 1. - С. 11-14.

Аннотация: В данной статье затрагиваются вопросы развития жизненных компетенций у умственно отсталых младших школьников в широком спектре практических коммуникативных ситуаций. Автор представлен контент-анализ творческих работ педагогов, работающих в инклюзивных образовательных организаций, раскрыты дидактические задачи по формированию жизненных компетенций у детей обозначенной категории.

Немец К. Ю. К вопросу об общих и специфических закономерностях развития детей с синдромом Дауна // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2019. - № 1. - С. 50-52.

Аннотация: В данной статье автором представлены общие и специфические закономерности развития детей с синдромом Дауна.

Волгуцкова Е. И. Формирование здоровьесберегающей компетенции у обучающихся с интеллектуальными нарушениями во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности // Адаптивная физическая культура. - 2019. - № 1. - С. 45-48.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования здоровьесберегающих компетенций школьников с интеллектуальными нарушениями. Показан потенциал внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности, обеспечивающей внедрение инноваций для эффективной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, расширения их социальных контактов. На основе проведенного экспериментального исследования двигательной деятельности учащихся, выявленных наиболее характерных для школьников с интеллектуальными нарушениями, формулируются выводы о целесообразности реализации на базе учреждения дополнительных программ внеурочной деятельности с использованием элементов традиционных спортивных игр в рамках функционирования опорной профессиональной площадки по адаптивной физической культуре.

Жулепов В. И. Эффективность применения специализированных физических упражнений в процессе развития психомоторной и психоэмоциональной сферы детей-сирот / Жулепов В. И., Булгакова О. В., Алькова С. Ю. // Адаптивная физическая культура. - 2019. - № 1. - С. 22-25.

Аннотация: В статье рассматривается эффективность применения специализированных физических упражнений на основе подвижных игр в процессе развития психомоторной и психоэмоциональной сферы детей-сирот 7-8 лет. Установлено что предложенный подход в значительной мере сокращает отставание детей-сирот в психоэмоциональной и психомоторной сфере от их сверстников, воспитывающихся в полноценных семьях. Исследования проводились в детском доме и школе-интернате VIII вида.

Зак Г. Г. Информационно-коммуникативные технологии в образовательном пространстве обучающихся с умственной отсталостью: проблемное поле, стратегические ориентиры / Г. Г. Зак, В. А. Лисицына // Специальное образование. - 2019. - № 1. - С. 17-26.

Аннотация: В статье дается определение понятия "информационно-коммуникативные технологии" и сопутствующей терминологии. Рассмотрен спектр вопросов, связанных с эффективным применение ИКТ в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы. Анкетирование педагогов-дефектологов, проведенное на базе отдельных ОУ, реализующих адаптированные основные образовательные программы, показало, что учителя-дефектологи не всегда применяют ИКТ в урочной деятельности обучающихся с УО. Наблюдение за организацией внеурочной деятельности обучающихся с УО выявило, что наиболее частые вариантами применения ИКТ являются компьютерные презентации. Сформулированы некоторые выводы, позволяющие определить стратегические ориентиры для проведения дальнейшего исследования: ИКТ должны активно применяться в организации урочной и внеурочной деятельности. Сформулирована актуальная задача, решение которой относится к перспективе исследования авторов - составление методических рекомендаций для олигофренопедагогов по применения ИКТ в организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с УО.

"Бронзовый Витязь" для золотых сердец // Синдром Дауна. XXI век. - 2019. - № 1. - С. 66-67.

Аннотация: На VI Международном детско-юношеском кинофестивале "Бронзовый Витязь" в мае 2019 г. диплом 2-й степени получила короткометражка "Шутки и шутники", снятая воспитанниками медиалаборатории Даунсайд Ап.

Киртоки А. Е. Психологическая поддержка подростков с синдромом Дауна / А. Е. Киртоки, В. А. Степанова // Синдром Дауна. XXI век. - 2019. - № 1. - С. 10-16.

Аннотация: В статье представлен опыт специалистов Центра сопровождения семьи благотворительного фонда "Даунсайд Ап" по оказанию психологической помощи подросткам с синдромом Дауна. Групповая и индивидуальная психотерапевтическая работа с подростками с синдромом Дауна апеллирует к их интеллектуальному и эмоциональному ресурсу, уравнивая таким образом возможности саморазвития подростков с ментальными проблемами и их нормотипических сверстников. Авторы обосновывают правомерность и эффективность применения психотерапевтических методов в поддержке подростков с синдромом Дауна в процессе их взросления.

Фурсова М. А. История рассказанная тенью // Синдром Дауна. XXI век. - 2019. - № 1. - С. 33-38.

Аннотация: Рассказ о том, как начиналась и уже несколько лет работает театральная мастерская Даунсайд Ап - уникальное творческое объединение, которое делает спектакли в жанре театра теней. Актеры мастерской - дети и подростки с синдромом Дауна и их обычные сверстники - вместе участвуют в создании постановок на темы, которые их волнуют, выступают не только в качестве актеров, но и соавторов спектаклей.

Черкасова Т. В Свердловской области нет отказов от детей с синдромом Дауна // Синдром Дауна. XXI век. - 2019. - № 1. - С. 61-63.

Аннотация: Рассказ о том, как сформировались обстоятельства, обусловившие уникальное для России явление - тот факт, что в 2018 году в Свердловской области все младенцы, родившиеся с синдромом Дауна, остались в своих кровных семьях. Ситуацию комментирует Т. Черкасова, один из лидеров ОО "Солнечные дети", ставшей инициатором и двигателем перемен, а также представители государственных органов здравоохранения и социальной защиты, которые создали эффективно работающую систему информирования и поддержки семей, в которых растут дети с синдромом Дауна.

Деникеева Ф. Г. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по формированию математических представлений в коррекционной группе для детей с нарушением интеллекта (первый год обучения) // Дошкольная педагогика. - 2019. - № 2. - С. 36-41.

Карелина И. Б. Комплексная помощь детям с нарушениями речи и интеллекта в условиях частного абилитационного центра / И. Б. Карелина, А. И. Зябликова // Дошкольная педагогика. - 2019. - № 2. - С. 7-10.

Аннотация: О работе частного абилитационного Центра коррекции речи "Возрождение".

Старостина В. П. Строим дом для поросят : логоритмическое занятие для детей 4-5 лет с нарушением интеллекта / Старостина В. П., Савощенко И. В., Гультиков А. В. // Логопед. - 2019. - № 2. - С. 99-102.

Аннотация: В данной статье представлено логоритмическое занятие для детей 4-5 лет с нарушением интеллекта, направленное на развитие координации движений, формирование звуков (слов), ориентировки в пространстве.

Анисимова Г. И. Развитие речи и моторики у обучающихся с ОВЗ на основе музыкально-педагогической концепции К. Орфа / Анисимова Г. И., Турбина Н. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2019. - № 2. - С. 84-90.

Аннотация: Статья раскрывает роль музыкально-педагогической концепции К. Орфа в развитии речи и моторики у обучающихся с интеллектуальными нарушениями младших классов. Современное видение научного музыкально-ритмического наследия немецкого педагога нашло отражение в эффективной коррекционной работе учителя музыки на специальных уроках по развитию у детей двигательной, речевой, эмоционально-волевой сферы.

Бальжинимаева Е. В. Коррекционно-развивающие занятия по ритмике как средство гармонизации личности ребенка с умственной отсталостью // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2019. - № 2. - С. 45-47.

Аннотация: Статья содержит теоретический материал по использованию занятий коррекционной ритмикой и может быть полезна педагогам образовательных учреждений, работающих с детьми с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями.

Грошенкова В. А. Лингвометодические и психологические основы создания связных письменных высказываний обучающимися с нарушениями интеллектуального развития / Грошенкова В. А., Мельникова И. И. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2019. - № 2. - С. 36-44.

Аннотация: В статье раскрываются лингводидактические и психолингвистические основы обучения связной письменной речи обучающихся, имеющих нарушения интеллектуального развития. В рамках статьи указываются цели и задачи обучения связным письменным высказываниям на уроках русского языка в коррекционных классах, указываются типичные недостатки сочинений и изложений обучающихся, доказывается необходимость учета основных положений лингвистики и психолингвистики в обучении связным высказываниям обучающихся с нарушением интеллектуального развития.

Дайдаева М. В. Развитие связной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и логопедических занятиях / Дайдаева М. В., Бахаева Н. П. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2019. - № 2. - С. 48-51.

Аннотация: В статье описаны проблемы своевременной и целенаправленной работы по развитию связной речи, которая способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации обучающихся с нарушением интеллекта.

Кучмезова Н. В. На ракете полечу! : речевой досуг для детей 5-7 лет с нарушением интеллекта / Кучмезова Н. В., Чадаева О. А. // Логопед. - 2019. - № 4. - С. 41-46.

Аннотация: В статье представлено мероприятие для детей 5-7 лет с нарушением интеллекта, направленное на развитие лексического строя речи, фонематического восприятия, расширение словаря, отработку грамматических конструкций.

Солина Е. А. Земля хлебами славится : праздник для школьников с нарушением интеллекта // Логопед. - 2019. - № 4. - С. 84-90.

Аннотация: В статье представлен сценарий праздника для школьников с нарушением интеллекта, направленный на расширение представлений о Великой Отечественной войне, воспитание бережного отношения к хлебу.

Марзаева О. П. Куклотерапия в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ // Логопед в детском саду. - 2019. - № 2. - С. 53-59.

Аннотация: В статье описывается практический опыт использования кукол в логопедической работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Автор предлагает применять кукол для коррекции звукопроизношения, фонематических процессов, развития дыхания и связной речи.

Чихирина Н. Г. Коррекция двигательных нарушений школьников 9-10 лет с интеллектуальной недостаточностью средствами ЛФК в условиях инклюзивного образования / Н. Г. Чихирина, В. В. Андреев, А. В. Фоминых // Адаптивная физическая культура. - 2019. - № 2. - С. 15-17.

Аннотация: В статье представлены результаты педагогического исследования по коррекции двигательных нарушений школьников младших классов с умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования.

Анисимова, Г. И. Развитие слухового восприятия и внимания у дошкольников с ЗПР на логоритмических занятиях / Анисимова Г. И., Ворогушина С. В. // Логопед в детском саду. - 2019. - № 3. - С. 55-62.

Аннотация: В статье содержатся данные опытно-экспериментальной работы по исследованию и формированию слухового восприятия и внимания у дошкольников с ЗПР на логоритмических занятиях. Автором названы условия, принципы формирования слухового восприятия и внимания у детей 4-6 лет.

Бенилова, С. Ю. Роль факторов риска на ранних этапах онтогенеза в ранней комплексной профилактике нарушений развития речи и интеллекта // Специальное образование. - 2019. - № 3. - С. 148-164.

Аннотация: В статье приведены данные, убедительно доказывающие необходимость организации системы ранней комплексной профилактики нарушений развития речи и интеллекта у детей, базирующейся на выявлении факторов риска каждого этапа онтогенеза, а также потребность в развитии мультидисциплинарного и межотраслевого сотрудничества. Необходимость указанных мер связана с тем, что в последние десятилетия, начиная с конца XX в. и в наше время, отмечается снижение уровня здоровья детей, в т. ч. психического. Основная идея программы: обоснование безотлагательных мер по организации ранней психолого-медико-педагогической комплексной профилактики. Цель программы - предотвратить на ранних этапах развития нарушения формирования психоречевой, познавательно-интеллектуальной деятельности, а также учебной деятельности с дальнейшей интеграцией в микро- и макросоциум. Задачи: создание концепции профилактики нарушений развития; принятие безотлагательных мер по организации по организации ранней психолого-медико-педагогической комплексной профилактики; выявление предикторов нарушенного развития; выявление группы риска детей с угрозой формирования отклонений; выявление начальных и латентных проявлений нарушений развития; определение задач всех заявленных специалистов на каждом этапе онтогенеза.

Титова, И. В. Особенности словообразования у дошкольников с задержкой психического развития // Логопед в детском саду. - 2019. - № 3. - С. 4-10.

Аннотация: В статье обобщен материал по проблеме формирования навыка словообразования у детей дошкольного возраста с педагогической, психологической и лингвистической точек зрения.

Марудова Е. В. Непосредственно образовательная деятельность педагогов с детьми с ЗПР старшей группы с применением здоровьесберегающих технологий "Прогулка по зоопарку" // Дошкольная педагогика. - 2019. - № 6. - С. 4-5.

Составитель Еремина О. А.