Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Выпуск 17.

КНИГИ

1. Бороздина, Т. А. Уроки географии в 6 классе специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида : планирование и конспекты уроков / Т. А. Бороздина. - Москва : Владос, 2018. - 53 с. - (Коррекционная педагогика).

2. Бороздина, Т. А. Уроки географии в 7 классе общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с нарушениями интеллекта : планирование и конспекты уроков / Т. А. Бороздина. - Москва : Владос, 2018. - 119 с.

3. Галасюк, И. Н. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта. Кураторство : учебное пособие для вузов / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. - Москва : Юрайт, 2022. - 179 с. - (Высшее образование). Аннотация: Организация профессионального сопровождения семьи, членом которой является ребенок с ментальными нарушениями, вызывает большое количество дискуссий среди ученых, профессионалов-практиков, родителей. В книге наряду с теоретическим анализом вышеперечисленных проблем представлены результаты практической работы в ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» по внедрению модели «Куратор семьи особого ребенка».

4. Зуробьян, С. А. Подготовка учащихся с ОВЗ к письменному экзамену по русскому языку за курс основной школы : пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / С. А. Зуробьян. - Москва : Владос, 2018. - 135 с.

5. Колосова, Т. А. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Дети с нарушением интеллекта : учебное пособие для СПО / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев. - Москва : Юрайт, 2022. - 151 с. - (Профессиональное образование).

6. Лыкова-Унковская, Е. С. Социально-бытовая ориентировка : дидактический материал для работы с детьми по формированию бытовой компетенции для 1 дополнительного и 1 классов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС образования детей с нарушениями интеллекта / Е. С. Лыкова-Унковская. - Москва : ВЛАДОС, 2017. - 8 с. : ил. - (Специальное и инклюзивное образование).

7. Микляева, Н. В. Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева. - Москва : Юрайт, 2022. - 233 с.

8. Микляева, Н. В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : учебное пособие для СПО / Н. В. Микляева. - Москва : Юрайт, 2022. - 236 с. - (Профессиональное образование).

9. Неретина, Т. Г. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития : учебное пособие / Т. Г. Неретина. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 306 с. - (Высшее образование. Бакалавриат).

10. Роготнева, Альбина Викторовна. Конспекты уроков с использованием компьютерных технологий для 5-9-го классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с мультимедийным приложением / Роготнева А. В., Лаптева Н. И., Лисовская Т. И. - Москва : ВЛАДОС, 2020. - 102 с. - (Коррекционная педагогика).

11. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого ребенка / С. Я. Рубинштейн. - Москва : ИОИ, 2016. - 257 с.

12. Саламатова, А. Г. Справочник по математике (геометрия) для 5-9 классов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / А. Г. Саламатова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ВЛАДОС, 2020. - 256 с. - (Медицинский бестселлер).

13. Стебляк, Е. А. Картина жизненного пути в сознании особого ребенка : учебное пособие / Е. А. Стебляк. - 2-е изд., испр. - Москва : Флинта, 2019. - 412 с. Аннотация: В пособии обобщены результаты современных исследований ведущих отечественных специалистов в области изучения и формирования представлений лиц с интеллектуальной недостаточностью о жизненном пути человека, о его межличностных отношениях и внутреннем мире. Рассматриваются теоретико-методологические основы конструирования картины мира лиц с нарушением интеллекта, методические условия формирования социально-временных представлений, автобиографической памяти и прогностической способности. Обсуждаются программно-методическое оснащение факультативных занятий, биографических игр и тренингов, учебные действия социального познания детей и подростков указанной категории, методические подходы к целесообразному использованию произведений художественной литературы, фото- и киноискусства, живописи и музыки в процессе формирования у лиц указанной категории наивной психологии и умения осуществлять наивный анализ поведения человека. Пособие содержит теоретический материал и планы практических занятий, дополнительные теоретические материалы, задания для самостоятельной работы, тестовые задания для самоконтроля, перечень рекомендуемой литературы.

14. Стребелева, Е. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Е. А. Стребелева. - Москва : Парадигма, 2012. - 254 с. - (Специальная коррекционная педагогика).

15. Субчева, В. П. Социально-бытовая ориентировка : методическое пособие : 5-9 классы образовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / В. П. Субчева. - Москва : ВЛАДОС, 2017. - 85 с.

16. Токарская, Л. В. Методика преподавания физической культуры детям и подросткам с умственной отсталостью : учебное пособие для вузов / Л. В. Токарская, Н. А. Дубровина, Н. Н. Бабийчук. - Москва : Юрайт, 2022. - 190 с. - (Высшее образование).

17. Трясорукова, Т. П. Развитие графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР) : тренажер / Т. П. Трясорукова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. - 32 с. - (Особенные дети).

18. Трясорукова, Т. П. Развитие графомоторных навыков у детей с синдромом Дауна : тренажер / Т. П. Трясорукова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. - 32 с. - (Особенные дети).

19. Учусь каждый день : учебное пособие для детей / Кислякова Юлия Николаевна, Боровская Ирина Константиновна, Мыслюк Виктория Викторовна, Ковалец Илона Владимировна. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 135 с. - (Развивающее обучение). Учебное пособие состоит из четырех разделов: "Учусь быть самостоятельным", "Игры, движения и упражнения", "Полезные знания найду без опоздания", "Четыре сезона". Книга окажет значительную помощь педагогам и родителям в проведении коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью умеренной степени старшего дошкольного или младшего школьного возраста.

20. Фролов, Н. Н. Модели техники с рабочими механизмами на уроках столярного дела 7-11 классы : практические материалы к урокам технологии для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / Н. Н. Фролов. - Москва : ВЛАДОС, 2020. - 135 с. - (Специальное и инклюзивное образование). Аннотация: В пособии изложена методика разработки новых подходов к планированию уроков технологии при изучении столярного дела и внедрении новых коррекционно-развивающих методов в процесс обучения учеников 7-11 классов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Дифференцированный подход к организации занятий по столярному делу на уроках технологии обеспечивается введением элементов технического моделирования различной степени сложности с целью формирования у учеников политехнических знаний и умений, коррекции недостатков у них познавательной деятельности, позволит ученикам проявить или развить свои творческие способности, сделает обучение увлекательным. Для учителей и учащихся общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

21. Фролов, Н. Н. Техническое моделирование на уроках столярного дела : учебно-методическое пособие для специальных и общеобразовательных школ, реализующих ФГОС и АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / Н. Н. Фролов. - Москва : ВЛАДОС, 2016. - 71 с. - (Специальное и инклюзивное образование).

СТАТЬИ

1. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть / Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы // Русский инвалид. - 2021. - № 7/8. - С. 24. Аннотация: Аня Чернюк - ученица Реабилитационно-образовательного центра № 105, подведомственного столичному Департаменту труда и соцзащиты. Ане 11 лет, у нее синдром Дауна. Мама Ани, Людмила Чернюк, активная участница «Школы любящих родителей» при центре, рассказала о том, как воспитывать ребенка с нарушением развития.

2. Филиппова А. А. Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на материале игр и игровых упражнений / Филиппова А. А. // Логопед в детском саду. - 2021. - № 3. - С. 21-33. Аннотация: Слуховое восприятие - это прежде всего средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Однако у детей с ЗПР отмечается недостаточный уровень развития слухового (фонематического) восприятия. Дети с ЗПР при сохранности слуха, как правило, "не слышат" в слове отдельных звуков, оно выступает для них лишь в качестве средства общения. Медики и физиологи объясняют это функциональной незрелостью отделов головного мозга, "ответственных" за анализ сенсорной информации, связанной с речью. Это приводит к тому, что даже в 7 лет детям с ЗПР последовательное выделение звуков из слова оказывается малодоступным. Развитие речевого слуха, формирование действий звукового анализа и синтеза в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР приобретают выраженную коррекционную направленность.

3. Вильшанская, Аделя Дамировна. Преемственность подходов к организации работы учителя-дефектолога при сопровождении обучающихся с ЗПР на уровнях начального и основного общего образования / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 6. - С. 14-21. Аннотация: В статье раскрывается содержание деятельности учителя-дефектолога с обучающимися с ЗПР на уровне начального и основного общего образования; определяются цель и задачи дефектологического сопровождения, основные направления деятельности; описываются преемственные подходы в коррекционной работе специалиста; впервые обозначается вертикаль дефектологического сопровождения на обозначенных уровнях образования, раскрывается содержание программы коррекционного курса, реализуемого учителем-дефектологом на уровне основного общего образования.

4. Галкина, Вера Александровна. К вопросу формирования контрольных умений у умственно отсталых младших школьников в процессе обучения / В. А. Галкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 6. - С. 35-44. Аннотация: В статье приводится анализ научно-педагогической, психологической литературы по проблеме формирования контрольных умений у обучающихся начальной школы с легкой умственной отсталостью, высказывается авторская точка зрения на рассматриваемую проблему. Автор приводит новый научный взгляд на проблему формирования контрольных умений как способа повышения эффективности учебной деятельности и адаптации в социуме. В ходе анализа приводится сравнительная характеристика детей с УО и нормальным интеллектом по ряду критериев, обеспечивающих успешное формирование контрольных умений. В статье представлен ряд рекомендаций для педагогов по диагностике уровня сформированности контрольных умений и их формированию на уроках.

5. Микляева, Наталья Викторовна. "Геометрические кейсы" как прием формирования социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников с задержкой психического развития / Н. В. Микляева, Т. А. Чудесникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 6. - С. 45-51. Аннотация: В статье описан авторский прием формирования социально-коммуникативных компетенций дошкольников с помощью "геометрических кейсов" на занятиях с учителем-дефектологом. Обобщены условия и способы реализации этого приема применительно к детям старшего дошкольного возраста, имеющим ЗПР.

6. Трошина, М. Н. Влияние коррекционной ритмики и нейропсихологической коррекции на развитие высших психических функций у детей с ЗПР / М. Н. Трошина // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 9. - С. 33-35. Аннотация: Психологу необходимо выявить нарушения развития и определить наиболее сохранные психические функции, подобрать наиболее действенные формы и методы коррекционной работы с детьми с ЗПР. Одним из современных направлений является коррекционная ритмика и интегрированная область нейропсихологической коррекции.

7. Басангова Б. М. Развивающие игры по формированию эмпатии у детей 5-7 лет с нарушением интеллекта / Басангова Б. М., Мартыненко С. М. // Логопед. - 2021. - № 9. - С. 65-73. Аннотация: В статье представлены игры по формированию эмпатии, дано их описание. Игры можно проводить как индивидуально, так и в группах.

8. Постникова, Светлана Адамовна. В поисках сундука Деда Мороза - по следам диких животных : для детей 5-6 лет / Постникова С. А., Исаева С. В., Тарасова В. В. // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 11. - С. 78-83. Аннотация: Сценарий составлен на основе еженедельных занятий с детьми с ЗПР с учетом их возможностей.

9. VI Европейский конгресс Международной ассоциации научных исследований интеллектуальных и иных особенностей развития // Синдром Дауна. XXI век. - 2021. - № 2. - С. 84.

10. Жиянова П. Л. Дневник развития ребенка: бумажная, электронная и цифровая версии / П. Л. Жиянова // Синдром Дауна. XXI век. - 2021. - № 2. - С. 81-82. Аннотация: Специалисты благотворительного фонда "Даунсайд Ап" разработали и сделали доступным для пользователей "Цифровой дневник развития ребенка", который помогает большому количеству семей проводить качественную диагностику развития своих детей и получать более эффективную помощь и поддержку от специалистов.

11. Жиянова П. Л. Партнерский диалог родителей и специалистов / П. Л. Жиянова // Синдром Дауна. XXI век. - 2021. - № 2. - С. 43-46. Аннотация: Создатель и ведущий модератор-консультант консультативного форума Даунсайд Ап рассказывает, как особым образом простроенная работа специалистов с родителями в данном формате способствует повышению родительской компетентности, активизации позиции родителей в абилитационном процессе, становлению и укреплению доверия, а также командного взаимодействия семьи и специалистов.

12. Ивлева К. О. Мой сын на пороге взрослой жизни / К. О. Ивлева // Синдром Дауна. XXI век. - 2021. - № 2. - С. 73-74. Аннотация: Особый ребенок на пороге совершеннолетия. Что волнует его родителей в этот период, когда, казалось бы пора его отпускать? Самостоятельная жизнь или опека взрослых? Взрослые мечты или детские взгляды на проблемы? Автор, мама юноши с синдромом Дауна, рассуждает об этом.

13. Кучерова О. А. Третий - не лишний! : участие родителей в дистанционных занятиях дефектолога с ребенком дошкольного возраста / О. А. Кучерова, Е. В. Иванова // Синдром Дауна. XXI век. - 2021. - № 2. - С. 55-58. Аннотация: Педагоги-дефектологи 2-го дошкольного отделения ГБОУ "Школа 1015" (Москва) рассказывают о своем опыте дистанционной работы с особыми воспитанниками и взаимодействии с их родителями. В статье содержатся ответы на вопросы: какая форма дистанционного обучения может быть удобна семье, с какими трудностями могут столкнуться участники образовательного процесса, как установить обратную связь и т. д. Их рассказ комментирует и дополняет Светлана Нагаева - мама мальчика с синдромом Дауна, одного из воспитанников 2-го дошкольного отделения школы 1015.

14. Лебедева Е. Н. Макатон - универсальный инструмент для развития общения / Е. Н. Лебедева, Е. В. Запара, Н. Ю. Иванова // Синдром Дауна. XXI век. - 2021. - № 2. - С. 17-23. Аннотация: Из статьи читатели узнают, что представляет собой языковая программа "Макатон", как эта система альтернативной дополнительной коммуникации используется при общении с людьми с синдромом Дауна, а также где российским специалистам можно найти информацию о Макатоне и изучать его, чтобы включить эту систему альтернативной и дополнительной коммуникации в свою практическую профессиональную деятельность.

15. "Логобанк" / материал подготовила Н. Ю. Иванова // Синдром Дауна. XXI век. - 2021. - № 2. - С. 82-83. Аннотация: Специалисты благотворительного фонда "Даунсайд Ап" разработали и сделали доступным для пользователей "Логобанк", который помогает большому количеству семей проводить качественную диагностику развития своих детей и получать более эффективную помощь и поддержку от специалистов.

16. Логопедическая помощь стала доступнее : интервью Н. Ю. Ивановой с Н. Ю. Штепой и И. А. Панфиловой // Синдром Дауна. XXI век. - 2021. - № 2. - С. 47-54. Аннотация: Материал об авторских обучающих видеокурсах по развитию речи, которые разработаны специалистами Даунсайд Ап. Курсы предназначены в первую очередь для родителей детей с синдромом Дауна, а также имеют ценность для специалистов, которые занимаются с такими детьми. Эти наглядные видеопособия помогают организовать и пошагово выстроить занятия с ребенком с учетом уровня его развития. Опираясь на его сильные стороны, они помогают ребенку осваивать навыки, необходимые для развития речи и мышления.

17. Пономарева, Екатерина Александровна. Обучение специалистов в Даунсайд Ап: эволюция программ / Екатерина Александровна Пономарева, Полина Львовна Жиянова ; материал подготовила М. А. Фурсова // Синдром Дауна. XXI век. - 2021. - № 2. - С. 78-79. Аннотация: Заместитель директора и преподаватель Образовательного центра Даунсайд Ап рассказывают, как устроена система подготовки специалистов в фонде Даунсайд Ап и какие образовательные услуги может здесь получить каждый, кто хочет углубить и расширить свои знания для работы с людьми с синдромом Дауна в самых разных сферах.

18. Сереброва Я. М. "Они читают?!" : как был развеян один миф / Я. М. Сереброва, М. А. Фурсова // Синдром Дауна. XXI век. - 2021. - № 2. - С. 3-7. Аннотация: В статье рассказывается о том, как энтузиазм и педагогические усилия родителей и успехи их детей с синдромом Дауна в освоении навыков чтения обратили на себя внимание ученых, научные данные которых впоследствии стали основой для законодательных и социальных изменений в разных странах. Интересные и уникальные исторические факты наряду с аналитическими выводами позволяют понять, почему каждый, казалось бы, мельчайший шаг на этом пути был сделан в нужном направлении.

19. Фурсова М. А. Деньги любят счет : обучение финансовой грамотности детей и подростков с синдромом Дауна / М. А. Фурсова // Синдром Дауна. XXI век. - 2021. - № 2. - С. 8-16. Аннотация: Статья поможет узнать, как эффективно обучать детей с синдромом Дауна и другими интеллектуальными особенностями основам финансовой грамотности с помощью иллюстративно-методического пособия, разработанного специалистами Даунсайд Ап. Картинки пособия снабжены подробным комментарием специалистов, которые непосредственно отрабатывали теоретические знания на практике - на занятиях с детьми и подростками в Даунсайд Ап.

20. "Школа волшебства". Наши успехи - совсем не магия! : интервью обозревателя Даунсайд Ап М. А. Фурсовой с О. В. Поповой // Синдром Дауна. XXI век. - 2021. - № 2. - С. 59-63. Аннотация: Интервью с Ольгой Поповой, руководителем АНО Центр содействия реабилитации и социальной адаптации для людей с синдромом Дауна и РАС "Школа волшебства", - рассказ о том, как своими руками превратить мечту о качественном развитии особого ребенка в реальность. Опыт команды этого проекта - участие и победы в международных соревнованиях по художественной гимнастике, а также участие с собственными декоративными изделиями в больших профессиональных ярмарках.

21. Быкова Н. Н. Педагогическая помощь семьям детей с умственной отсталостью в условиях надомного обучения / Быкова Н. Н. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2021. - № 4. - С. 50-61. Аннотация: В статье рассматриваются условия, пути и способы оказания адресной педагогической помощи семье ребенка с умственной отсталостью в условиях надомного обучения.

22. Гребенникова В. М. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной работе со школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения / В. М. Гребенникова, О. В. Гребенников, Е. А. Шумилова // Специальное образование. - 2021. - № 4. - С. 153-169. Аннотация: В статье представлен опыт интеграции современных ИКТ в систему специального образования детей с интеллектуальными нарушениями. Эмпирическое исследование посвящено анализу эффективности использования ИКТ во внеурочной работе с младшими школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения, оценке положительного влияния на развитие познавательного интереса, учебной мотивации к формированию первичных базовых умений обращаться с компьютерной техникой. Главный вывод, сделанный по результатам проведенной работы, состоит в том, что применение ИКТ при организации внеурочной работы с младшими школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения, позволяет разнообразить учебно-воспитательный процесс; приемы использования ИКТ во внеурочной работе практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей; научно обоснованное и соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям применение ИКТ способствует развитию познавательной активности учащихся, формированию их мотивации, освоению базовых навыков работы с компьютерной техникой, что будет позитивно влиять на процесс социализации. Полученные результаты контрольного этапа исследования показали достижение значимых изменений по всем показателям.

23. Дятлова Е. В. Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе / Дятлова Е. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2021. - № 4. - С. 38-43. Аннотация: Данная статья посвящена особенностям инновационных методов на современных уроках в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), систематизации знаний и формированию мотивационной готовности учителя к совершенствованию повышения эффективности современного урока.

24. Краузе Е. Н. Динамика формирования навыка построения синтаксических конструкций с временным значением в письменной речи обучающихся с умственной отсталостью / Е. Н. Краузе // Специальное образование. - 2021. - № 4. - С. 28-38. Аннотация: В статье представлена динамика работы по формированию в ходе коррекционного обучения навыка построения синтаксических конструкций с временным значением в письменной речи обучающихся основной школы с умственной отсталостью. Разработана и апробирована педагогическая технология коррекционного обучения для школьников, обучающихся по АООП для обучающихся с УО. Разработан методический инструментарий и проведено экспериментальное обучение. Учебный процесс в рамках технологии представлен цепочкой коррекционных занятий.

25. Максимова С. Ю. К вопросу о развитии координации движений у детей раннего возраста с синдромом Дауна / Максимова С. Ю. // Адаптивная физическая культура. - 2021. - № 4. - С. 8-9. Аннотация: В статье приводятся методические материалы, раскрывающие возможности развития координации движений у детей раннего возраста с синдромом Дауна. Автор приводит перечень упражнений для развития способности к дифференцировке мышечных усилий, удержанию равновесия, мелкомоторной организации двигательного акта, ритмичности локомоций, возможности выполнять движения перекрестно. Специфической чертой представленных упражнений является то, что они ставят малыша с синдромом Дауна в условия необходимости их обязательного выполнения. Представленный материал практически апробирован.

26. Никифорова Н. П. Использование здоровьесберегающих технологий на логопедическом занятии в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития / Никифорова Н. П. // Логопед в детском саду. - 2021. - № 4. - С. 87-91. Аннотация: На логопедическом занятии у детей с ЗПР подготовительной к школе группы закрепляются умения четко проговаривать слова, делить их на слоги, определять количество слогов, развивается речевое дыхание, зрительное восприятие, артикуляционная, мимическая, мелкая, общая моторика, логическое мышление, память и творческая активность. Решение данных задач достигается за счет использования на занятии здоровьесберегающих технологий.

27. Токарева М. В. Цифровые компетенции учащихся с расстройствами интеллектуального развития / М. В. Токарева, Н. Н. Малярчук // Специальное образование. - 2021. - № 4. - С. 183-196. Аннотация: Цель статьи - привлечь внимание специалистов к проблеме цифровых компетенций детей с особыми образовательными потребностями и определить, какие цифровые компетенции способны освоить школьники с расстройствами интеллектуального развития. В данной статье предложено авторское видение цифровых компетенций, которые смогут освоить дети с расстройствами интеллектуального развития. Цифровые компетенции данных обучающихся включают информационную грамотность в цифровой среде, общение и сотрудничество, создание цифрового контента, цифровую безопасность, умение определять простую техническую проблему и обращаться для ее решения за помощью. Статья будет полезна специалистам, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями развития.

28. Фролова Ю. А. Формирование жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в работе учителя-дефектолога / Фролова Ю. А. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2021. - № 4. - С. 95-99. Аннотация: В статье рассматриваются оптимальные пути формирования гибких жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в работе учителя-дефектолога в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью.

29. Хвастунова Е. П. Формирование межличностных отношений со сверстниками у дошкольников с нарушением интеллекта в условиях дошкольного образовательного учреждения / Хвастунова Е. П., Тарутанова Н. Н. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2021. - № 4. - С. 32-37. Аннотация: В статье анализируется сущность понятия "межличностные отношения со сверстниками" в психолого-педагогической литературе. Выявляются особенности формирования межличностных отношений со сверстниками у дошкольников с нарушением интеллекта. Проводится исследование уровня сформированности межличностных отношений со сверстниками у дошкольников с нарушением интеллекта.

30. Волгуцкова, Екатерина Измайловна. Мастера игрушек: формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями трудовых навыков урочной и внеурочной деятельности / Е. И. Волгуцкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 8. - С. 28-34. Аннотация: В статье рассматриваются вопросы урочной и внеурочной деятельности по трудовому обучению обучающихся с легкой УО в контексте реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Представлено описание особенностей введения нового направления работы - модуля "Пошив развивающей игрушки" - в профиль трудового обучения "Швейное дело" и эстетического направления во внеурочной деятельности в кружке "Мастеровой игрушек".

31. Ильина, Светлана Юрьевна. Современные требования к урокам ручного труда в контексте формирования трудовой культуры младших школьников с интеллектуальными нарушениями / С. Ю. Ильина, Л. А. Кузнецова, Л. В. Петрова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 8. - С. 35-43. Аннотация: В статье рассматриваются уроки ручного труда как одно из средств формирования у учащихся с интеллектуальными нарушениями трудовой культуры, требующее от учителя смещения акцентов с результата трудовой деятельности учащихся на ее процессуальную сторону.

32. Никандрова, Татьяна Сергеевна. Алгоритм профориентационного сценирования социально-трудовой адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями / Т. С. Никандрова, Е. С. Тушева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 8. - С. 4-10. Аннотация: В статье описаны новые целевые ориентиры социально-трудовой адаптации и конструирование на их основе личностно ориентированных профориентационных сценариев с сохранением принципа поэтапной профориентационной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются компоненты, алгоритм конструирования, последовательность этапов профориентационного сценировния.

33. Синицина, Ирина Анатольевна. Коррекционная школа: реалии и перспективы развития в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" / И. А. Синицина, Р. Р. Усманов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 8. - С. 17-27. Аннотация: В статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса в коррекционной школе VIII вида на основе сочетания традиционных и инновационных подходов, достижений современной науки с целью социальной компенсации нарушенного развития обучающихся с ОВЗ и реализации их личностного потенциала. Особое внимание уделяется вопросам обновления инфраструктуры коррекционной школы, принимающей участие в реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".

34. Зобкова Т. В. Игры в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР / Зобкова Т. В. // Логопед. - 2021. - № 10. - С. 65-69. Аннотация: В статье представлена работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников с использованием игры.

35. Исламова Т. А. Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР как ресурсная группа для включения детей с ОВЗ в общеразвивающие группы / Т. А. Исламова, И. Н. Сушицкая // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 10. - С. 63-65. Аннотация: Описание работы над проектом по созданию группы для детей с ЗПР с целью подготовки таких детей к инклюзии в общеразвивающие группы ДОУ.

36. Сорокина Л. И. Применение метода иппотерапии в работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР / Л. И. Сорокина // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 10. - С. 66-67. Аннотация: Описание опыта применения метода иппотерапии в ДОУ. Показан пример тематического плана занятий по развивающей верховой езде.

37. Чебунина М. И. Нарушения поведения у детей и подростков с умственной отсталостью и подходы к коррекции и профилактике / Чебунина М. И. // Логопед. - 2021. - № 10. - С. 80-87. Аннотация: В статье представлены подходы к коррекции и профилактике нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.

38. Семина, Анна. В Барнауле впервые прошел "особенный" турнир : на поле вышли дети с синдромом Дауна / А. Семина // Комсомольская правда. - 2022. - 28 янв. (№ 6). - С. 11. Аннотация: Статья о первом в истории Алтайского края Футбольном турнире для детей с синдромом Дауна. В нем приняли участие 6 команд. На поле выходили ребята от 5 до 16 лет. По итогам матчей определили победителей и вице-чемпионов. Все участники получили медали, сувениры, дипломы и сладкие подарки, а чемпионам вручили кубки.

39. Чудесникова, Татьяна Алексеевна. Геометрический кейс в диагностике дошкольников с задержкой психического развития / Чудесникова Т. А. // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 1. - С. 55-64. Аннотация: Автор статьи рассказывает об опыте разработки экспресс-диагностики социально-коммуникативных компетенций в условиях решения совместных познавательных, игровых и продуктивных задач воспитанниками с ЗПР. Предложен сценарий диагностического занятия на тему "Весна".

40. Грамотнева Ю. Ю. Реализация технологий здоровьесбережения посредством театрализованной деятельности с детьми с РАС и умственной отсталостью / Ю. Ю. Грамотнева, А. Г. Айдабекова // Дошкольная педагогика. - 2022. - № 1. - С. 45-49.

41. Кононова С. И. Рекомендации по организации урока для специалистов и родителей, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями / Кононова С. И. // Логопед. - 2022. - № 1. - С. 94-97. Аннотация: В статье представлены рекомендации по организации и проведению урока в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Приводятся требования к использованию материалов и выстраиванию коммуникации с особым ребенком.

42. Баряева, Л. Б. Изучение сенсорно-перцептивного развития детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева, А. В. Творогова // Специальное образование. - 2022. - №1. - С. 6-19. Аннотация: Статья посвящена научно-исследовательской работе по выявлению уровня сенсорно-перцептивного развития детей среднего дошкольного возраста с ЗПР. Проводится краткий анализ позиций исследователей по пониманию особенностей формирования у детей базовых перцептивных умений и способностей, их этапности. В первую очередь, этот интерес обусловлен той ролью, которую сенсорно-перецептивные функции играют в развитии других психических процессов ребенка, влияя на полноценное познание им окружающего мира. Во-вторых, сенсорно-перцептивное развитие и его успешность находятся в прямой связи с результативностью процесса подготовки к школе и последующего школьного обучения. В статье обращается внимание на то, что средний дошкольный возраст - это тот период, когда выявленные нарушения сенсорно-перцептивного порядка еще можно оперативно скорректировать без негативных последствий как для общего психического развития, так и для формирования учебных навыков. Рассматривается востребованность изучения сенсорно-перцептивного развития дошкольников с ЗПР. Проводится анализ исследований о значимости сенсорно-перцептивного развития детей дошкольного возраста с ЗПР для дальнейшего полноценного обучения детей в условиях школьного образования. В статье представлена диагностическая методика, которая включает дифференциальные критерии по выполнению экспериментальных заданий с двумя группами детей: с нормотипичным развитием и с ЗПР. Описывается методика обследования сенсорно-перцептивного развития детей среднего дошкольного возраста, которая состоит из шести блоков, включающих основные функциональные области: социальная сфера, восприятие формы, пространственные характеристики, зрительно-моторная организация, конструирование, различение тактильных, слуховых стимулов, праксис, переработка вестибулярной и проприоцептивной информации. Представлен ход и результаты выполнения заданий детьми с нормотипичным развитием и детьми с ЗПР. По результатам проведенного исследования описываются наиболее характерные особенности сенсорно-перцептивного развития детей среднего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза. Они представлены в описании нарушений в коммуникативной сфере у детей с ЗПР, особенностей эмоционального реагирования, в анализе восприятия детьми формы и пространственных характеристик, в особенностях различения тактильных стимулов, билатеральной моторной координации, а также в переработке вестибулярной и проприоцептивной информации.

43. Васенков Г. В. Методологические аспекты общих и специфических путей профессионально-трудовой подготовки обучающихся с нарушением интеллектуального развития / Васенков Г. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 1. - С. 4-13. Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам профессионально-трудовой подготовки учащихся с нарушенным интеллектуальным развитием в плане их социализации в обществе. Автором на основании проведенной оценки состояния современных проблем профессиональных школ, выделяются направления согласно требованиям ФГОС к модели выпускника, а также стратегии и практики в развитии современной коррекционной школы. Опираясь на научно-практический опыт работы, автором статьи представлено содержание проектной деятельности, направленной на повышение качественных и количественных показателей в работе.

44. Воронкова В. В. Дифференцированный подход к умственно отсталым школьникам в процессе обучения столярному делу / Воронкова В. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 1. - С. 41-51. Аннотация: Данная статья посвящена обучению школьников с легкой умственной отсталостью столярному делу. Авторами представлены данные изучения возможности трудовой подготовки обучающихся 7 класса городского округа Клин, получения ими образования и трудового обучения в современных условиях.

45. Газимов Е. А. Инновационные технологии в речевом развитии детей с нарушением интеллекта (легкой умственной отсталостью) / Газимов Е. А. // Логопед в детском саду. - 2022. - № 1. - С. 96-100.

46. Илларионова, У. Е. Экспериментальные основы процесса коммуникативной реабилитации младших школьников с задержкой психического развития средствами наглядного моделирования: этап диагностики / У. Е. Илларионова, А. В. Кубасов // Специальное образование. - 2022. - № 1. - С. 92-105. Аннотация: В статье представлен анализ теоретической и методической литературы, затрагивающей особенности процесса коммуникативной реабилитации у детей младшего школьного возраста с ЗПР средствами наглядного моделирования. Отмечается, что сформированность коммуникативных навыков играет большую роль в подготовке детей к школьному обучению. В исследовании отдельно рассматриваются различные научные подходы к понятиям "коммуникативная реабилитация", "коммуникативные навыки", "метод наглядного моделирования". Научная новизна статьи определяется избранной диагностической методикой, предполагающее обследование трех компонентов в структуре коммуникативных навыков: информационно-коммуникативного, интерактивного и перцептивного. Описаны результаты экспериментального изучения сформированности коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР: организация, методическое обеспечение и анализ данных эксперимента. На основе проведенного исследования в дальнейшем предполагается разработка программы коррекционной работы направленной на коммуникативную реабилитацию детей младшего школьного возраста с ЗПР средствами наглядного моделирования.

47. Ларина Е. А. Тяжелые и множественные нарушения в развитии и эффективность их комплексной коррекции у ребенка с синдромом Моуэта - Уилсона (Mowat-Wilson syndrome) / Е. А. Ларина, И. А. Кайдалова // Специальное образование. - 2022. - № 1. - С. 106-118. Аннотация: В данной статье описан жизненный этап от рождения до 7 лет ребенка с синдромом Моуэта - Уилсона, последовательно проанализирована медицинская и психолого-педагогическая реабилитация девочки, структурированы критерии синдрома, отмечены компенсаторные возможности организма, указаны методы реабилитации, логопедической и дефектологической коррекции, принесшие положительные результаты. Статья будет полезна лицам, чья работа связана с коррекцией и лечением коммуникативных и интеллектуальных расстройств у детей с ТМНР.

48. Парфенова В. В. Театр как феномен жизненного мира ребенка с выраженными нарушениями интеллекта / Парфенова В. В., Яковлева И. М. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 1. - С. 87-94. Аннотация: Автор статьи предлагает повысить эффективность внеурочной деятельности детей с выраженными нарушениями интеллекта путем создания педагогической модели, основанной на феноменах их жизненного мира. В качестве одного из таких феноменов рассматривается театр. Представлены результаты глубоких интервью с классными руководителями - организаторами внеурочной деятельности и экспериментального исследования представлений детей данной категории о театре, их опыта участия в театральной деятельности и эмоционального отношения к ней, которые наряду с анализом литературы по проблеме позволяют сделать вывод, что театр может стать одним из основных компонентов модели внеурочной деятельности.

49. Скира Е. В. Педагогические условия формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики / Скира Е. В. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 1. - С. 14-17. Аннотация: В статье описаны педагогические условия, способствующие эффективному формированию базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Представлены приемы практической работы на уроках математики.

50. Структура личностных достижений школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Г. А. Мишина, Е. А. Стреблева, Е. А. Шилова, Д. М. Мартышевская // Специальное образование. - 2022. - № 1. - С. 119-132. Аннотация: Целью настоящего исследования стало сравнительное изучение структуры личностных результатов образования разновозрастных групп школьников с УО, обучающихся по дифференцированным АООП. Выявлено, что у обучающихся с легкой умственной отсталостью наибольшие трудности в учебной деятельности связаны сформированием субъекта обучения и регулятивным осуществлением учебных действий (в младшей школе) и с регуляцией учебных действий в старшей школе. Результаты мониторинга позволят совершенствовать содержание психолого-педагогического сопровождения школьников изучаемой категории на современном этапе модернизации образования.

51. Яковлева И. М. Развитие базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью в процессе обучения решению математических задач / И. М. Яковлева, Е. В. Скира // Специальное образование. - 2022. - № 1. - С. 150-161. Аннотация: В статье подчеркивается, что именно математике, и особенно ее разделу, связанному с обучением решать математические задачи, принадлежит ключевая роль в формировании базовых учебных действий, особенно познавательных и регулятивных. Цель статьи - представить технологию формирования базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью в учебном процессе; показать значимость формирования базовых учебных действий у обучающихся с УО. Авторы анализируют уровень сформированности личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных базовых учебных действий у 79 обучающихся с легкой умственной отсталостью и у 46 обучающихся с умеренной УО. Исследование раскрывает состояние и отличия в становлении базовых учебных действий у обучающихся с разной степенью интеллектуального нарушения в процессе решения математических задач. Подробно описана динамика развития базовых учебных действий у обучающихся от второго к пятому классу. Приводится анализ умений решать математические задачи обучающимися с легкой и умеренной умственной отсталостью. Рассмотрена система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на формирование базовых учебных действий у обучающихся с УО в процессе обучения решению математических задач. Материалы исследования могут быть реализованы в дальнейшей исследовательской деятельности для решения проблемы актуализации и формирования базовых учебных действий в образовательных организациях, осуществляющих обучение детей с легкой и умеренной УО в условиях ФГОС обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями).

52. Иванова Н. Ю. "Арт-мосты" между прошлым и будущим / Н. Ю. Иванова // Синдром Дауна. XXI век. - 2022. - № 1. - С. 79-83. Аннотация: "Арт-мосты" - фестиваль для детей и взрослых с синдромом Дауна.

53. Максимова С. Ю. Конспект группового физкультурного занятия для детей младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна / С. Ю. Максимова // Синдром Дауна. XXI век. - 2022. - № 1. - С. 36-39. Аннотация: Статья-конспект демонстрирует, как провести групповое занятие для детей раннего возраста с синдромом Дауна, решая при этом не только двигательные, но и коммуникативные задачи. Дополнительное педагогическое сопровождение, а также сочетание речевых и альтернативных методов общения позволяют сформировать у ребенка навыки адекватного социального поведения.

54. Сереброва Я. М. Особенности социально-коммуникативных навыков у людей с синдромом Дауна / Я. М. Сереброва // Синдром Дауна. XXI век. - 2022. - № 1. - С. 41-47. Аннотация: Материал может быть полезен при оптимизации коммуникативной сферы взаимодействия с людьми с синдромом Дауна. Читатели познакомятся с общей характеристикой вербальной и невербальной коммуникации, описанием экспрессивных и рецептивных навыков у подростков и взрослых с синдромом Дауна, получат рекомендации для облегчения общения с такими людьми.

55. Терентьев К. Ю. Педагогическая работа по адаптации и развитию ребенка с синдромом Дауна в инклюзивной группе кратковременного пребывания / К. Ю. Терентьев // Синдром Дауна. XXI век. - 2022. - № 1. - С. 26-35. Аннотация: В обширном материале педагога-дефектолога описан многолетний опыт эффективной организации адаптации детей с синдромом Дауна и воспитательно-образовательного процесса в интегративной группе дошкольного образовательного учреждения. Представлены конкретные методические приемы, занятия, выделена специфика проведения режимных моментов, нюансы организации взаимодействия в детском коллективе, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности нормотипичных детей и детей с трисоией-21.

56. Фурсова М. А. Помочь каждому реализовать себя / М. А. Фурсова // Синдром Дауна. XXI век. - 2022. - № 1. - С. 58-63. Аннотация: Статья рассказывает о развитии направления помощи детям старше семи лет, подросткам и молодым людям с синдромом Дауна в БФ "Даунсайд Ап". Возможность менять содержание программ; занятия, развивающие жизненно необходимые навыки; акцент на возможности и интересы участников направления - все это позволяет ребятам взрослеть и жить насыщенной жизнью.

57. Фурсова, М. А. Ясный язык, или вступая на непаханное поле / М. А. Фурсова // Синдром Дауна. XXI век. - 2022. - №1. - С. 48-53. Аннотация: Статья об основных принципах ясного языка. Тексты на ясном языке предназначены для всех, у кого по разным причинам недостаточно хорошо сформирован навык чтения и развита способность понимать тексты на стандартном языке, в том числе для людей с особенностями интеллектуального развития. Основная цель создания текстов на ясном языке - предоставление безбарьерного доступа к информации.

58. Хомякова А. П. Итоги ежегодного исследования потребностей семей с детьми с синдромом Дауна / А. П. Хомякова // Синдром Дауна. XXI век. - 2022. - № 1. - С. 64-70. Аннотация: Отдел стратегий БФ "Даунсайд Ап" представляет выводы ежегодного стратегического исследования: какие направления в развитии ребенка с синдромом Дауна важны для родителей, с какими трудностями сталкиваются семьи на пути достижения этих целей, а также как семьи оценивают помощь различных организаций.

59. Шарипова С. Х. Игровые технологии в развитии речи детей 6-7 лет с ЗПР / Шарипова С. Х. // Логопед. - 2022. - № 2. - С. 75-78. Аннотация: В статье представлены игровые технологии в речевом развитии детей с задержкой психического развития (ЗПР), их классификация, приведены примеры.

60. Алышева, Татьяна Викторовна. Особенности изучения сложения и вычитания чисел обучающимися с интеллектуальными нарушениями в 1-4 классах / Т. В. Алышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 2. - С. 4-16. Аннотация: В статье представлена система работы по изучению сложения и вычитания чисел в пределах 10, 20, 100 обучающимися с легкой умственной отсталостью. Показаны особенности организации образовательной деятельности в 1-4 классах с использованием современных специальных учебников математики в целях достижения планируемых предметных результатов в соответствии с требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

61. Инденбаум, Елена Леонидовна. "Тетрадки плюс" в обучении первоклассников с задержкой психического развития (часть 1) / Е. Л. Инденбаум, А. А. Гостар, И. О. Позднякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 2. - С. 32-45. Аннотация: В статье описываются теоретико-практические основания и особенности обучения первоклассников с ЗПР по предмету "Окружающий мир" с помощью специальных учебных пособий "Тетрадки плюс". Содержание тетрадок соответствует учебникам комплекса "Школа России". Методика их использования реализует функционально-уровневый подход к коррекции недостатков познавательной деятельности младших школьников, предложенный иркутским психологом-дефектологом С. А. Домишкевичем. Статья адресована педагогам, работающим с детьми, имеющими ЗПР и может быть полезна преподавателям, студентам направления "Специальное (дефектологическое) образование".

62. Андронова, Наталья. ...И ее горящие глаза / Н. Андронова // Алтайская правда. - 2022. - 25 мар. (№ 52). - С. 22. Аннотация: Статья рассказывает о социальном проекте "Не опуская рук", посвященном семьям с детьми с ментальными нарушениями.

63. Кольянко Л. В. Обучение игре детей с нарушениями интеллекта / Кольянко Л. В. // Логопед. - 2022. - № 3. - С. 94-97. Аннотация: В статье представлены рекомендации по обучению игровой деятельности ребенка с нарушениями интеллекта.

64. Пилосян Г. С. Что мы знаем об особых детях: солнечные дети / Пилосян Г. С. // Логопед. - 2022. - № 3. - С. 100-105. Аннотация: В статье представлена дискуссия о восприятии и понимании детей с синдромом Дауна. Приведены примеры особенностей таких детей.

65. Шипилова Я. В. Упражнения для психомоторного развития дошкольников с ЗПР / Шипилова Я. В. // Логопед. - 2022. - № 3. - С. 97-99. Аннотация: В статье представлены упражнения на психомоторное развитие дошкольников с задержкой психического развития. Приведены примеры и описание упражнений.

66. Инденбаум, Елена Леонидовна. "Тетрадки плюс" в обучении первоклассников с задержкой психического развития (часть 2) / Е. Л. Инденбаум, А. А. Гостар, И. О. Позднякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 3. - С. 14-27. Аннотация: Статья продолжает описание особенностей обучения первоклассников с ЗПР с помощью "Тетрадок плюс". Во второй части даются рекомендации для включения тетрадей или заложенных в их содержание методических подходов в коррекционно-образовательный процесс при обучении предметам "Русский язык" и "Математика". Статья адресована учителям начальных классов, может быть полезна преподавателям дефектологических факультетов, студентам обучающимся по направлению "Специальное (дефектологическое) образование".

67. Тихонова Е. В. Использование обучающей компьютерной программы в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями / Тихонова Е. В. // Логопед. - 2022. - № 4. - С. 93-99. Аннотация: В статье представлен опыт работы логопеда с использованием компьютера по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

68. Перфильева А. С. Формирование навыка звукобуквенного анализа слов у детей с умственной отсталостью / А. С. Перфильева // Дошкольная педагогика. - 2022. - № 5. - С. 27.

69. Федотова О. Н. Коррекционно-развивающая программа по формированию первичных навыков контроля и регуляции познавательной деятельности у детей 5-7 лет с ЗПР / Федотова О. Н. // Логопед. - 2022. - № 5. - С. 21-28. Аннотация: В статье представлена коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование первичных навыков контроля и регуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

70. Галенко Е. Н. Кинезиология в коррекционно-педагогическом сопровождении лиц с выраженными нарушениями интеллекта / Галенко Е. Н. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 2. - С. 61-64. Аннотация: Статья посвящена популяризации кинезиологии и использованию кинезиологических упражнений в коррекционно-педагогическом сопровождении лиц с выраженными нарушениями интеллекта.

71. Коротков К. Г. Исследование психофизиологического состояния лиц с интеллектуальными нарушениями (литературный обзор) / Коротков К. Г., Барябина В. Ю. // Адаптивная физическая культура. - 2022. - № 2. - С. 16-17. Аннотация: Анализ опубликованной литературы по исследованию психофизиологического состояния лиц с интеллектуальными нарушениями показал, что физическое воспитание и занятия адаптивной физической культурой способствуют повышению работоспособности функциональных систем и органов, коррекции моторной, двигательной, координационной и эмоциональной сферы, формированию умений и навыков, необходимых для успешной адаптации к социальной среде лиц с интеллектуальными нарушениями.

72. Ланская О. В. Эффективность методики развития двигательных качеств школьников с умственной отсталостью с использованием подвижных игр / Ланская О. В., Сазонова Л. А., Королькова Е. И. // Адаптивная физическая культура. - 2022. - № 2. - С. 7-10. Аннотация: В статье представлены данные, свидетельствующие об эффективности разработанной методики занятий адаптивной физической культурой с использованием подвижных игр для развития двигательных качеств (силовых, скоростных, ловкости, скоростно-силовых, гибкости) младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.

73. Педагогические аспекты физического воспитания детей с синдромом Дауна / Сурсимова О. Ю., Федорова Н. А., Резаева А. В., Нуралиев Б. К. // Адаптивная физическая культура. - 2022. - № 2. - С. 43-45. Аннотация: В статье представлены результаты апробации методики занятий адаптивной физической культурой с детьми с синдромом Дауна. Определялся уровень развития физических качеств детей в возрасте 3–10 лет. Даются практические рекомендации по особенностям проведения физкультурно-оздоровительных занятий с детьми с синдромом Дауна. Отмечена высокая эффективность занятий АФК в процессе развития ребенка при условии непрерывной систематической работы.

74. Родионова С. А. Социализация и адаптация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки и основах социальной жизни / Родионова С. А., Понарина Н. // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2022. - № 2. - С. 95-100. Аннотация: Статья подготовлена на основе опыта работы с обучающимися с ОВЗ по подготовке к самостоятельной жизни на уроках СБО и основах социальной жизни. Авторы делятся приемами, методами и формами коррекционной работы.

75. Федотова И. В. Изучение параметров ходьбы у детей с синдромом Дауна и их взаимосвязь с показателями вестибулярной устойчивости / Федотова И. В., Горячева Н. Л., Смирнова А. А. // Адаптивная физическая культура. - 2022. - № 2. - С. 31-32. Аннотация: В статье представлен анализ результатов исследования параметров ходьбы и показателей вестибулярной устойчивости у детей с синдромом Дауна. В результате проведенных исследований было выявлено нарушение функции равновесия и ведущая роль зрительного анализатора в поддержании вертикальной позы у детей с синдромом Дауна, а также установлено наличие отклонений в сформированности навыков ходьбы. Проведенный корреляционный анализ подтвердил наличие взаимосвязи между параметрами ходьбы и показателями стабилометрии, которые свидетельствуют о дизадаптационных сдвигах в работе вестибулярной системы и требуют коррекционных мероприятий, направленных на вестибулярную функцию.

76. Акулина, Анастасия Викторовна. Оценка сформированности навыков жизненной компетенции как компонента готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению / А. В. Акулина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 4. - С. 40-50. Аннотация: В статье обсуждается значимость сформированности навыков жизненной компетенции как компонента готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению. Приводятся результаты исследования с применением разработанной методики оценки сформированности навыков жизненной компетенции: развития у ребенка адекватных возрасту представлений о собственных возможностях и ограничениях; овладения социально-бытовыми умениями; овладения навыками коммуникации; осмысления картины мира; осмысления своего социального окружения и социальных ролей. Делается вывод о наличии у дошкольников с ЗПР особых образовательных потребностей в данной сфере, о необходимости разработки специального курса занятий по формированию исследуемых навыков и стимулирования их применения в повседневной жизни.

77. Вечканова, Ирина Геннадьевна. Комплексный интегративный подход к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / И. Г. Вечканова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 4. - С. 19-28. Аннотация: В статье рассматриваются возможности коррекционно-развивающей и психолого-педагогической работы с детьми с ЗПР с использованием игровых технологий в структуре проектной деятельности, реализуемой на основе комплексного интегративного подхода. Рассмотрены особенности организации проектной деятельности в условиях групп комбинированной направленности, представлено описание проекта, разработанного на основе детского игрового комплекта "Азбука железной дороги". Статья адресована методистам и педагогам, работающим с дошкольниками с ЗПР в условиях специального и инклюзивного образования, может быть полезна студентам направления "Специальное (дефектологическое) образование".

78. Маковецкая, Людмила. Как расправить крылья / Л. Маковецкая // Алтайская правда. - 2022. - 29 июня (№ 115). - С. 3. Аннотация: Статья о том, как в Рубцовске реализовали музыкальный проект для семей с особенными детьми (с нарушениями интеллекта).

79. Петрова С. А. Организация коммуникативного подхода на уроках русского языка с умственно отсталыми учениками младших классов / Петрова С. А. // Логопед. - 2022. - № 6. - С. 84-89. Аннотация: В статье рассматривается принцип коммуникативного подхода на уроках русского языка с младшими школьниками с нарушением интеллекта. Рассматривается вопрос формирования навыков общения у умственно отсталых школьников.

80. Алышева, Татьяна Викторовна. Проектирование и особенности реализации курса информатики в 7 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями / Т. В. Алышева, В. Б. Лабутин, В. А. Лабутина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 6. - С. 30-45. Аннотация: В статье содержатся рекомендации по проектированию курса "Информатика" в 7 классе в соответствии с требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1). Раскрыты особенности реализации курса на основе использования в образовательной деятельности нового учебного издания "Информатика. 7 класс" для общеобразовательных организаций, реализующих АООП (вариант 1).

81. Шоркина, Татьяна Дмитриевна. Мониторинговая система оценки жизненных компетенций детей с выраженными интеллектуальными нарушениями (Часть 1) / Т. Д. Шоркина, С. М. Мартыненко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 6. - С. 58-72. Аннотация: В статье представлен практико-ориентированный диагностический инструментарий для изучения сферы жизненной компетенции подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями, разработанный для прогностической оценки потенциальных возможностей самостоятельного проживания молодых инвалидов с интеллектуальными нарушениями. Предлагается карта мониторинга сформированности жизненных компетенций подростков с интеллектуальными нарушениями, определяющих готовность к самостоятельному проживанию, с дополнительными методическими материалами.

Составитель Еремина О. А.