Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллектуального и психического развития. Выпуск 16.

1. Ананьева, Е. В. Модель социального взаимодействия старших дошкольников имеющих задержанное развитие, с нормативно развивающимися сверстниками / Е. В. Ананьева // Специальное образование. - 2019. - № 4. - С. 6-16.

Аннотация: В данной статье представлен эксперимент, в котором смоделирована ситуация социального взаимодействия старших дошкольников с нормативным и задержанным развитием в процессе совместного решения исследовательских задач, базирующиеся на феноменах Ж. Пиаже и позволяющих сформировать конкретные мыслительные операции, вне зависимости от первоначального уровня участников, а также овладеть навыками социального поведения. Во введении обозначена актуальность разработки такой модели социального взаимодействия, описана ее значимость для личностного и когнитивного развития дошкольников. Автор рассматривает основные содержательные компоненты ФГОС дошкольного образования в части социально-коммуникативного и познавательного развития, обозначает необходимые условия для успешной социализации детей на следующей ступени образования, указывает на недостаточную разработанность практического применения положительного влияния социального взаимодействия в интегративной среде. В основной части статьи обозначена цель, методологические принципы, методы и особенности организации исследования, дана характеристика участников. В обсуждении результатов интерпретируются полученные экспериментальные данные и делаются основные выводы по работе.

2. Фатихова, Л. Ф. Опасные ситуации: эмоциональное отношение и способы реагирования детей с сохранным и нарушенным интеллектом / Л. Ф. Фатихова // Специальное образование. - 2019. - № 4. - С. 71-86.

Аннотация: В статье рассматривается проблема изучения безопасности и безопасного поведения в психологической науке. Сделан краткий обзор исследований психологической безопасности и безопасного поведения детей с нарушением интеллекта, подходов и методов, используемых в таких исследованиях. Было выдвинуто предположение о том, что существуют различия в уровне сформированности эмоциональной оценки опасных ситуаций и способности к выбору способов реагирования на них у детей с сохранным и нарушенным интеллектом, а также взаимосвязь этих характеристик как в группе детей с сохранным, так и нарушенным интеллектом. В целях подтверждения выдвинутой гипотезы были разработаны и использованы экспериментальные методики с применением ситуационных задач, которые позволили обнаружить качественные и количественные различия в сформированности данных характеристик у детей младшего школьного возраста с сохранным и нарушенным интеллектом. Результаты исследования могут быть учтены при разработке программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программы сотрудничества с семьей обучающегося, предусмотренные ФГОС образования обучающихся с УО, а также при определении задач психокоррекционных программ.

3. Кузьмина, Т. И. Оценка личностного адаптационного потенциала лиц с легкой степенью умственной отсталости / Т. И. Кузьмина // Специальное образование. - 2020. - № 1. - С. 53-68. Аннотация: В статье представлен и методологически обоснован практический вариант комплексной оценки личностного адаптационного потенциала лиц разного возраста с интеллектуальными нарушениями, позволяющий формировать индивидуальный адаптационный профиль на основании количественной оценки качественных показателей адаптивности/дезадаптивности субъектов диагностики с легкой УО. На основании данного профиля может быть в дальнейшем усилиями специалистов составлен индивидуальный адаптационный маршрут, учитывающий как нарушенные, так и относительно сохранные звенья адаптационного потенциала и реализующий дифференцированный подход к организации коррекционно-воспитательных воздействий. В индивидуальном адаптационном профиле рассмотрены следующие компоненты адаптивности: телесный, биографический, познавательный, эмоциональный, регулятивный, рефлексивный, прогностический, деятельностный, творческий, морально-нравственный, социально-бытовой, профессиональный. Особую актуальность составление подобного адаптационного профиля приобретает для лиц с легкой степенью умственной отсталости, официально не имеющих инвалидности и юридически полностью дееспособных.

4. Чукальская, В. И. Креативное развитие детей с задержкой психического развития в инклюзивной среде в парадигме компетентностного подхода / В. И. Чукальская // Специальное образование. - 2020. - № 1. - С. 96-107.

Аннотация: В статье описаны теоретические основы компетентностного подхода в образовании, представлены особенности воображения как структурной составляющей креативной компетентности детей с ЗПР. Обозначены особенности компетентностного подхода в коррекционном образовании. Представлены микро- и макрокомпоненты, входящие в структуру креативной компетентности учащиеся начальной школы, т. ч. имеющих диагноз "задержка психического развития". В статье описаны ход и результаты эксперимента по оценке уровня развития воображения у учащихся первых классов начальной школы. В заключении обозначены особенности возникновения и протекания процессов воображения у детей с ЗПР, обусловленные специфическими особенностям структуры дефекта. Приведен сравнительный анализ уровня развития творческого воображения среди учащихся, имеющих диагноз ЗПР, и учащихся без особенностей развития, что позволило обосновать необходимость разработки и внедрения специальных программ по формированию креативной компетентности у детей с ЗПР.

5. Головинская, Е. Ю. Выйти за флажки : как сделать профильное обучение путевкой в жизнь для учащихся с нарушением развития и интеллекта / Е. Ю. Головинская // Синдром Дауна. XXI век. - 2020. - N 1. - С. 57-63.

Аннотация: Автор учебно-методического комплекта "Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала", предназначенного для учащихся с нарушениями развития и интеллекта, пишет о необходимости изменить подход к трудовому обучению этой категории школьников, нацелить его на развитие детей и формирование у них востребованных компетенций.

6. Грозная, Н. С. Что говорят зарубежные научные исследования о замещающих семьях, в которых воспитываются дети с синдромом Дауна / Н. С. Грозная // Синдром Дауна. XXI век. - 2020. - N 1. - С. 32-37.

Аннотация: В обзоре представлены данные ряда научных работ, посвященных особенностям воспитания детей с синдромом Дауна в замещающих семьях. Наиболее подробно рассмотрено исследование Э. Ричтер (США), которая на основе проведенной ею серии интервью производит качественный анализ и сравнение жизненных установок, взглядов и ценностей замещающих и кровных семей. Представлены данные о потребностях семей в конкретных службах поддержки и дополнительных услугах.

7. Иванова, Н. Ю. Интерактивные программы для особых посетителей / Н. Ю. Иванова // Синдром Дауна. XXI век. - 2020. - N 1. - С. 19-21.

Аннотация: Интерактивные программы предлагают детям и взрослым с интеллектуальными особенностями многие музеи. Интересный опыт таких программ накопил один из самых необычных музеев Москвы - музей занимательных наук "Экспериментаниум", который открылся в 2011 г. Коллекция "Экспериментаниума" состоит из более интерактивных 300 экспонатов, около 80% из них изготовлены в самом музее. Экспозиция регулярно обновляется, в том числе экспонатами из аналогичных американских и европейских научных музеев. Выставка занимает 3 этажа общей площадью 3500 кв. м и поделена на несколько разделов, среди которых механика, оптика, акустика, гидравлика, электромагнетизм, автомобилестроение и др. На выставке имеются аппараты, имитирующие зарождение торнадо и облаков, плазменный шар, кузов американского грузовика, механизмы, объясняющие принцип образования водоворота и морских волн, тепловизор, определяющий температуру окружающих предметов, и множество других экспонатов, объясняющих, как устроен мир вокруг.

8. Иванова, Н. Ю. Проблема, о которой молчат / Н. Ю. Иванова // Синдром Дауна. XXI век. - 2020. - N 1. - С. 54-56.

Аннотация: В статье поднимается актуальная проблема последствий коммерциализации приемного родительства и обсуждаются пути сокращения возможных рисков при передаче детей, оставшихся без попечения родителей, под возмездную опеку.

9. Поле, Е. В. Деятельность образовательного центра Даунсайд Ап / Е. В. Поле // Синдром Дауна. XXI век. - 2020. - N 1. - С. 29-31.

Аннотация: Статья знакомит с опытом работы Образовательного центра Даунсайд Ап, задачей которого является информационно-методическая поддержка специалистов.

10. Поле, Е. В. Протокол объявления диагноза: действенная помощь медикам и родителям / Е. В. Поле, Ю. А. Пузырей // Синдром Дауна. XXI век. - 2020. - N 1. - С. 44-48.

Аннотация: Статья посвящена важной теме - соблюдению этических норм в процессе сообщения диагноза родителям новорожденного с синдромом Дауна. Родительские общественные объединения при участии Даунсайд Ап ведут активную деятельность по созданию и внедрению в регионах "Протокола объявления диагноза в случае рождения ребенка с синдромом Дауна", регламентирующего действия медработников.

11. Пузырей, Ю. А. "Семье необходим маршрут пути... и поддержка" / Ю. А. Пузырей // Синдром Дауна. XXI век. - 2020. - N 1. - С. 38-43.

Аннотация: О радостях и тревогах усыновления, о значимости взаимной поддержки, об отношениях кровных и приемных детей рассказывают мамы пятерых девочек и мальчиков с синдромом Дауна Екатеринбурга и Свердловской области - региона, который в последние годы славится успешным взаимодействием некоммерческих организаций, созданных родителями детей с синдромом Дауна, медиков и чиновников.

12. Семь месяцев программы 7+ / материал подготовлен Ю. А. Пузырей // Синдром Дауна. XXI век. - 2020. - N 1. - С. 74-81.

Аннотация: Программа 7+ нацелена на поддержку семей в процессе социализации и адаптации детей и подростков с синдромом Дауна к школе и социуму.

13. Сереброва, Я. М. Формирование произвольной регуляции у ребенка с синдромом Дауна: от исследований к практической помощи / Я. М. Сереброва // Синдром Дауна. XXI век. - 2020. - N 1. - С. 66-71.

Аннотация: Обзор современных научных исследований функции произвольной регуляции у детей с синдромом Дауна. Произвольная регуляция представлена как системная функция, обозначены сильные и слабые функциональные звенья произвольной регуляции у людей с синдромом Дауна и предпосылки их формирования и развития. Оценивается роль, которую отдельные компоненты произвольной регуляции могут играть в развитии целенаправленной деятельности.

14. Талызина, Л. И. Правильная подготовка - залог успеха / Л. И. Талызина // Синдром Дауна. XXI век. - 2020. - N 1. - С. 15-18.

Аннотация: Работа с людьми с инвалидностью в учреждениях культуры, в частности в музеях, ведется на протяжении длительного времени. Сейчас уже невозможно сказать, кто, когда и как ее начал. Но это точно случилось за много десятилетий до того, как в нашу жизнь вошло слово "инклюзия".

15. Алабина, Т. В. Формирование основ экологической культуры у умственно отсталых дошкольников на современном этапе / Т. В. Алабина // Специальное образование. - 2020. - № 2. - С. 5-16.

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования у дошкольников с нарушениями интеллекта основ экологической культуры. Автором раскрыто значение и сформулирована важность развития экологической культуры у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Сопоставлены понятия "экологическое образование", "экологическая культура", "экологическое воспитание", используемые в педагогике. Рассмотрены место и содержание экологического воспитания в дошкольной педагогике в соответствии с ФГОС ДО. Представлен анализ работ по экологическому образованию дошкольников и младших школьников с УО, дано определение термина "экологическая культура" применительно к обучающимся с интеллектуальными нарушениями. Изучены современные программы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью с целью выявления задач и места в учебном процессе работы по формированию основ экологической культуры у дошкольников с УО. Автор приходит к выводу о том, что экологическое воспитание может быть реализовано в разных аспектах через все образовательные области стандарта дошкольного образования, при этом оно носит универсальный характер и обеспечивает становление у детей основ экологической культуры как комплекса личностных качеств, обеспечивающих ответственное отношение к природе, умение правильно взаимодействовать с ней. В заключение делается вывод, что в современных условиях инклюзивного образования возможным становится формирование основ экологической культуры у дошкольников в едином образовательном пространстве, но с учетом познавательных возможностей разных групп умственно отсталых дошкольников. Статья может быть полезна специалистам в области дошкольной олигофренопедагогики и студентам-дефектологам.

16. Зак, Г. Г. Профильная трудовая подготовка обучающихся с умственной отсталостью: история, современность, перспективы / Г. Г. Зак // Специальное образование. - 2020. - № 2. - С. 42-50. Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы профильной трудовой подготовки обучающихся с УО с т. з. истории, современности и перспектив. В разделе " История" дана краткая ретроспектива взглядов отечественных и зарубежных ученых на роль профессионально-трудового обучения обучающихся с умственной отсталостью. Дана характеристика методики профессионально-трудового обучения и представлены результаты исследования 2010-2012 гг., направленного на изучение ситуации в системе профильной трудовой подготовки обучающихся с УО. В разделе "Современность" обозначены требования ФГОС образования обучающихся с УО к профильной трудовой подготовке. Обозначен спектр проблем профессионально-трудовой подготовки обучающихся с УО в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В разделе "Перспективы" предложены пути повышения эффективности профильной трудовой подготовки указанной категории обучающихся. Обращается внимание на необходимость обновления содержания рабочих программ по профильной трудовой подготовке обучающихся с УО с учетом современных учебно-методических комплектов; совершенствования профессиональной ориентации обучающихся с привлечением родителей обучающихся; необходимость оптимизации работы по реализации потенциала внеурочной деятельности, разнообразия и совершенствования ее форм в аспекте профессиональной ориентации на начальной ступени образования.

17. Андронова, Наталья. "Складываем счастье по кусочкам" / Н. Андронова // Алтайская правда. - 2021. - 8 июля (№ 123). - С. 1, 3.

Аннотация: В многодетной семье растет девочка с синдромом Дауна.

18. Тарасова, Л. Ю. Лепим вместе с детьми : консультация для родителей детей с ментальными нарушениями / Тарасова Л. Ю., Чечелева О. А. // Логопед. - 2020. № 6. - С. 74-77.

Аннотация: В статье представлена консультация для родителей детей с ментальными нарушениями, в ходе которой рассказывается об использовании арт-терапии, помогающей наладить коммуникацию, взаимодействие.

19. Харламова, Ю. Н. Программа "Макатон" для развития коммуникации у детей с интеллектуальными нарушениями / Харламова Ю. Н., Солдатова И. Н. // Логопед. - 2020. № 6. - С. 82-89.

Аннотация: В статье описан опыт работы с детьми с интеллектуальными нарушениями по развитию общения и коммуникации с использованием языковой программы "Макатон". Приведены примеры игр и упражнений, используемых на занятиях.

20. Кива, Ирина Юрьевна. Инновационные средства развития высших психических функций детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Кива И. Ю. // Коррекционная педагогика. Вопросы и ответы. - 2020. - N 3. - С. 38-40.

21. Максимова, С. Ю. К вопросу о формировании у детей с синдромом Дауна двигательного навыка в процессе обучения движениям / Максимова С. Ю., Губарева Д. С. // Адаптивная физическая культура. - 2020. - № 3. - С. 47-49.

Аннотация: В статье приводятся данные поисковых экспериментов, позволяющих определить наиболее эффективные условия обучения детей с синдромом Дауна двигательным действиям и возможности управления этим процессом.

22. Куприянова, Ю. А. Читаем слоги : интерактивный альбом по обучению чтению детей 6-7 лет с ЗПР / Куприянова Ю. А. // Логопед. - 2020. - № 7. - С. 66-71.

Аннотация: В статье представлен опыт работы по обучению старших дошкольников с задержкой психического развития с помощью интерактивного альбома.

23. Зак, Г. Г. Профессиональная ориентация обучающихся с умственной отсталостью: концептуальные положения, траектория развития / Г. Г. Зак, Т. В. Козик // Специальное образование. - 2020. - № 3. - С. 40-51.

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью с точки зрения концептуальных положений и траектории развития. В разделе "Концептуальные положения" сформулировано понятие "профессиональная ориентация", основные цели и задачи профориентации обучающихся с умственной отсталостью. На основе анализа учебно-методической литературы представлена характеристика содержания профориентационной работы в рамках изучения предметов обязательной части учебного плана, в т. ч. предмета "Ручной труд" в 1-4 классах и "Технология. Профильный труд" в 5-9 классах. Описаны традиционные формы внеклассной деятельности по реализации профориентационной работы. Проведен анализ и представлен перечень обстоятельств, определяющих специфику организации и реализации процесса профориентации обучающихся с умственной отсталостью. В разделе "Траектория развития" представлен проект программы по профориентации обучающихся с умственной отсталостью. Даны рекомендации педагогам образовательных организаций по определению содержания курса. Указывается на то, что к реализации программы могут привлекаться родители обучающихся с умственной отсталостью. Предложены инновационные формы организации профориентационной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, в т. ч. их участие в чемпионате "Абилимпикс".

24. Егорова, Е. С. Идем в магазин : занятие с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с интеллектуальными нарушениями / Егорова Е. С. // Логопед. - 2020. - № 8. - С. 96-101.

Аннотация: В статье представлено подгрупповое занятие для детей 7-8 лет с интеллектуальными нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий. Применяются различные упражнения: артикуляционная, дыхательная гимнастика, речевые игры, что делает занятие эмоциональным и насыщенным по содержанию.

25. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации "Об организации образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - № 7. - С. 14-15.

26. Ремезова, Лариса Асхатовна. Особенности формирования и оценивания познавательных универсальных учебных действий в инклюзивном классе / Л. А. Ремезова, Н. И. Буковцева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - № 7. - С. 31-40.

Аннотация: В статье описаны пути реализации психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование познавательных УУД у младших школьников с ЗПР, обучающихся в инклюзивном классе. Особое внимание уделено оцениванию познавательных универсальных учебных действий с учетом особых образовательных потребностей детей.

27. Кононова, С. И. Коммуникативное взаимодействие на занятиях "Круг" : семинар для специалистов / Кононова С. И. // Логопед. - 2020. - № 9. - С. 29-41.

Аннотация: В статье представлен обучающий семинар для специалистов по теме коммуникативного взаимодействия на занятиях "Круг". На семинаре разбираются разные вопросы: характеристика детей с различными нарушениями, приёмы и упражнения по коррекции средств общения и движений, подведены итоги семинара.

28. Солдатова, И. Н. Коммуникативные возможности школьников с интеллектуальными нарушениями: приемы работы / Солдатова И. Н. // Логопед. - 2020. - № 9. - С. 82-87.

Аннотация: В статье описан процесс перехода практических форм деятельности в знаково-символические, что способствует развитию обратной связи, самоорганизации поведения и социализации воспитанников с выраженными интеллектуальными нарушениями.

29. Хакимова-Рис, Т. Д. Другой взгляд / Т. Д. Хакимова-Рис // Синдром Дауна. XXI век. - 2020. - N 2. - С. 64-67.

Аннотация: Письмо жительницы Лондона, воспитывающей сына с синдромом Дауна, о том, как появление Сафроза вдохновило ее на создание организации "Назари Дигар", помогающей людям с синдромом Дауна на ее родине в Таджикистане.

30. Алмазова, О. В. Обоснование необходимости интеграции традиционных и цифровых технологий в обучении и профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью / О. В. Алмазова, Г. Г. Зак, Т. В. Козик // Специальное образование. - 2020. - № 4. - С. 6-17.

Аннотация: В статье представлено обоснование необходимости интеграции традиционных и цифровых технологий в обучении и профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью. Проанализированы проекты, регламентирующие внедрение цифровой образовательной среды на государственном уровне. Проведен анализ понятия "цифровизация", рассмотрены проблемы становления цифровизации в нашей стране. Представлены виды и классификации цифровых технологий с анализом их дидактического потенциала. Указаны наиболее эффективные и перспективные виды цифровых технологий для работы с обучающимися с УО, которые могут применяться в т. ч. в отношении их профессиональной ориентации. Обоснована методология исследования, приведены содержание исследование и обсуждения его результатов. Указаны ограничения применения цифровых технологий в отношении обучающихся с УО и обозначены перспективы их образования и профессиональной ориентации. Материалы статьи могут быть использованы педагогами и воспитателями при подготовке к учебным занятиям в урочное и неурочное время, а также при подготовке к профориентационным мероприятиям. Родители обучающихся с УО также могут воспользоваться рекомендациями по применению традиционных педагогических и цифровых технологий при создании домашней образовательной среды для своих детей, в т. ч. с профориентационной целью.

31. Арчелова, Юлия Николаевна. Логопедическая работа с безречевыми дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью / Арчелова Ю. Н., Цыремпилова М. Д.-Ц., Грошенкова В. А. // Коррекционная педагогика. Вопросы и ответы. - 2020. - N 4. - С. 3-7.

32. Афанасьева, Р. А. Развитие представлений о профессиях близких по социальному окружению у дошкольников с умственной отсталостью в сюжетно-ролевой игре / Р. А. Афанасьева // Специальное образование. - 2020. - № 4. - С. 18-28.

Аннотация: Статья посвящена изучению представлений о профессиях у дошкольников с УО, что является, несомненно, актуальным в поиске эффективных подходов их развития и социального сопровождения. За основу развития представлений о профессиях близких по социальному окружению была взята игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевая игра. Предложенные рекомендации не содержат шаблонных занятий с использованием сюжетно-ролевых игр. Значение проделанной работы заключается в том, что ее результаты позволят воспитателям, учителям-дефектологам и родителям расширить круг представлений дошкольников с УО о профессиональной деятельности взрослых и поставить их в начало непростого пути профессионального самоопределения.

33. Малеванова, Н. В. Создание интеллектуально-образовательной среды "Говорящие стены" (из опыта работы) в группе для детей с задержкой психического развития / Малеванова Н. В., Ильченко И. А. // Логопед в детском саду. - 2020. - N 4. - С. 96-99.

34. Матасова, Д, С. Оптимизация нейропсихологической коррекции высших психических функций у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости / Д. С. Матасова, А. Г. Малов, Е. В. Деева // Специальное образование. - 2019. - № 4. - С. 156-170.

Аннотация: В работе изучена эффективность комплексного нейропсихологического коррекционного воздействия на невербальные и вербальные высшие психические функции (ВПФ) детей младшего школьного возраста с легкой степенью УО в сравнении с воздействием исключительно на вербальные ВПФ этой же категории детей.

35. Сурменко, М. С. Методы поддержания познавательной активности студентов с ментальными нарушениями в течение урока изучения нового материала / М. С. Сурменко // Специальное образование. - 2020. - № 4. - С. 67-79.

Аннотация: Профессиональное обучение выпускников коррекционных школ и школ-интернатов осуществляется в специальных группах некоторых колледжей. Чтобы подготовить подростков с ментальными нарушениями к самостоятельной трудовой жизни, преподавателям необходимо применять особые методы, обеспечивающие включенность студентов в процесс обучения, а также способствующие их личностному развитию. Такие методы были подобраны, разработаны и проверены в рамках уроков изучения нового материала по дисциплинам "Психология личности и профессиональное самоопределение" и "Коммуникативный практикум" в КГБ ПОУ "Автомобильно-технический колледж" (г. Уссурийск). Каждый метод соответствует определенному этапу урока. В статье рассмотрены способы поддержания познавательной активности студентов. Применение приведенных в статье методов на практике позволило включить в работу на уроках всех или почти всех присутствующих. Методический материал обобщен в форме таблицы в конце статьи.

36. Фатихова, Л. Ф. Влияние интеллектуальных нарушений на способность подростков распознавать опасную ситуацию и прогнозировать ее последствия / Л. Ф. Фатихова, Е. Ф. Сайфутдиярова // Специальное образование. - 2020. - № 4. - С. 80-98.

Аннотация: Цель исследования состояла в изучении способности подростков с интеллектуальными нарушениями распознавать опасную ситуацию, прогнозировать ее последствия, определять способы ее избегания. Была использована авторская методика "Подростки в опасных ситуациях". Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ по формированию безопасного поведения у подростков с интеллектуальными нарушениями.

37. Фоминых, А. В. Методические особенности коррекции в условиях инклюзии двигательных нарушений детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью / Фоминых А. В., Исаева А. Э., Ракова Т. В. // Адаптивная физическая культура. - 2020. - № 4. - С. 30-32.

Аннотация: В статье представлены результаты педагогического исследования в рамках эксперимента, по педагогическому воздействию на двигательную сферу детей с умственной отсталостью, с целью устранения грубых двигательных нарушений, в условиях инклюзивного дошкольного образовательного учреждения.

38. Якимова, Наталья Евгеньевна. Конспект игрового занятия для неговорящих детей с нарушением интеллекта "Незнайка во Фруктовом городе" / Якимова Н. Е. // Коррекционная педагогика. Вопросы и ответы. - 2020. - N 4. - С. 86-89.

39. Вильшанская, Аделя Дамировна. Проектирование коррекционно-развивающих курсов на уровне основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - № 8. - С. 17-28.

Аннотация: В статье обоснована необходимость включения программы коррекционной работы в содержание образования обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования; обозначены принципы проектирования коррекционно-развивающих курсов для обучающихся с ЗПР; описана модульная структура курсов с указанием цели, задач, направлений и содержания работы специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда); представлены подходы к оценке достижений образовательного результата освоения курсов коррекционно-развивающей области.

40. Гладун, Л. Изучение и коррекция развития графомоторных навыков детей с ЗПР / Л. Гладун, С. Куроптева // Дошкольное воспитание. - 2020. - № 12. - С. 63-70.

Аннотация: В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования графомоторных навыков дошкольников. Названы характерные трудности их формирования у детей с ЗПР, выделены их причины. Авторы дают обоснование методическим рекомендациям по осуществлению коррекционной деятельности, практическим воплощением которых является рабочая тетрадь. Представлен комплекс упражнений, даны методические комментарии.

41. Логинова, Н. А. Оказание логопедической помощи обучающимся с ЗПР / Логинова Н. А. // Логопед. - 2020. - № 10. - С. 64-70.

Аннотация: В статье представлены направления логопедической работы со школьниками с задержкой психического развития (ЗПР), описана симптоматика психического отставания, дано содержание логопедических заданий для обучающихся с ЗПР.

42. Маркова, Н. Н. Магазин самообслуживания : занятие социального педагога / Маркова Н. Н. // Логопед. - 2020. - № 10. - С. 70-73.

Аннотация: В статье приводится занятие для детей 8-10 лет с интеллектуальными нарушениями. На основе упражнений дети расширяют представления о социальном мире.

43. Тверская, О. Н. Серия развивающих игр "ЗаклАДКа" / О. Н. Тверская, Н. Н. Калинина // Дошкольная педагогика. - 2020. - № 10. - С. 43-46.

Аннотация: Одним из мощных средств развития речи и коммуникации у детей с ОВЗ и с умственной отсталостью являются средства альтернативной коммуникации и глобального чтения.

44. Петрова, С. А. Дидактические игры на уроках русского языка с младшими школьниками с нарушением интеллекта / Петрова С. А. // Логопед. - 2021. - № 1. - С. 82-88.

Аннотация: В статье приведены примеры дидактических игр, которые можно использовать с младшими школьниками с нарушением интеллекта на уроках русского языка, логопедических занятиях, а также для самостоятельных занятий с родителями в качестве повторения и закрепления пройденного материала.

45. Рябова, Т. Ю. Времена года : речевой досуг для детей с ЗПР / Рябова Т. Ю., Никифорова О. А. // Логопед. - 2021. - № 1. - С. 60-65.

Аннотация: В статье представлено содержание речевого досуга, где решаются логопедические задачи на коррекцию нарушений речи.

46. Шишкова, Маргарита Игоревна. Реализация принципа коммуникативной направленности в процессе изучения словарных слов школьниками с интеллектуальными нарушениями / М. И. Шишкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 1. - С. 26-34.

Аннотация: В статье рассматриваются возможности работы со словарными словами на уроках русского языка со школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения. Предложены варианты заданий, показаны приемы работы, даны методические рекомендации, реализующие принцип коммуникативной направленности обучения русскому языку.

47. Чукальская, В. И. Творческое воображение как компонент креативной компетентности и его роль в процессе межличностной адаптации учащихся начальной школы в условиях инклюзивного образования / В. И. Чукальская // Специальное образование. - 2021. - № 1. - С. 100-113.

Аннотация: В статье как элемент креативной компетентности учащегося рассматривается творческое воображение и влияние процесса его развития на социальные отношения внутри инклюзивной группы. Рассмотрена взаимообусловленность в развитии компонентов креативной компетентности учащегося, определена роль среди них творческого воображения. Раскрыты потенциальные возможности занятий творческого характера в процессе социальной адаптации детей с задержками развития, обусловливающие затруднения в установлении социальных связей в рамках традиционной учебной деятельности, предусматривающей фактор интеллектуальной состоятельности как базовый при оценке статусного положения в ходе формирования социальных страт внутри стабильной группы. Предложен план комплексной коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения, обозначены методы развития творческого воображения у учащихся начальных классов с ЗПР средствами эстетического развития в условиях инклюзии в рамках внеурочных занятий. На основании экспериментальных данных показаны одновременные рост уровня развития творческого воображения у участников эксперимента и улучшение хода социализации учащихся с ЗПР в инклюзивных группах. Названы предпосылки усиления роли творческого воображения как основного компонента креативной компетентности в условиях инклюзивного образования относительно традиционного обучения.

48. Иванова, Н. Ю. "Я занимаюсь творчеством" / Н. Ю. Иванова // Синдром Дауна. XXI век. - 2021. - N 1. - С. 82.

Аннотация: Круглый стол в онлайн-формате с участием молодых людей и подростков с синдромом Дауна.

49. Майская, А. А. Проводники в естественное родительство: супруги Сирс и их особенный ребенок / А. А. Майская // Синдром Дауна. XXI век. - 2021. - N 1. - С. 3-9.

Аннотация: История жизни и творчества Уильяма и Марты Сирс - родителей восьмерых детей, экспертов по здоровью и развитию ребенка. Их идеи перевернули взгляды на воспитание и заложили основы нового подхода - естественного родительства. Один из вопросов, который затрагивают Сирсы, - воспитание особенных детей. При этом труды специалистов пронизаны личным родительским опытом: их седьмой сын Стивен родился с синдромом Дауна. В статье рассказывается история семьи Сирс и приводятся их воспоминания о детстве Стивена.

50. Майская, А. А. Социальные сети как инструмент информационно-методической поддержки / А. А. Майская, О. В. Маховская, Е. В. Поле // Синдром Дауна. XXI век. - 2021. - N 1. - С. 31-38.

Аннотация: В статье представлен опыт использования социальных сетей как инструмента информационно-методической поддержки семей детей с синдромом Дауна. Авторы статьи рассказывают, как подобрать темы для рубрики для определенной целевой аудитории, как составить контент-план, какие типы контента стоит использовать в соцсетях и каким должен быть стиль изложения материала, а также как работать с обратной связью от пользователей.

51. Одинокова, Г. Ю. Обучение матери наблюдению и пониманию поведения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна / Г. Ю. Одинокова // Синдром Дауна. XXI век. - 2021. - N 1. - С. 15-19.

Аннотация: В статье представлена методика обучения матери умению наблюдать за ребенком и объяснять его действия с точки зрения потребностей и мотивов, важных для его интеллектуального, речевого и эмоционального развития. Такая работа специалиста с матерью важной частью комплекса коррекционно-педагогических мероприятий по налаживанию общения в паре "мать - ребенок раннего возраста с синдромом Дауна.

52. Сереброва, Я. М. Особый ребенок в группе : зарубежный опыт включения детей с синдромом Дауна в дошкольную среду / Я. М. Сереброва // Синдром Дауна. XXI век. - 2021. - N 1. - С. 49-54.

Аннотация: Обзор зарубежных публикаций, посвященных включению в образовательное пространство дошкольников с синдромом Дауна.

53. Степанова, В. А. Возникновение реакции несогласия у ребенка раннего возраста с синдромом Дауна и ее связь с материнским отношением / В. А. Степанова // Синдром Дауна. XXI век. - 2021. - N 1. - С. 20-30.

Аннотация: В статье представлены результаты опроса матерей с детьми 2-2,5 лет, проведенного в Центре сопровождения семьи Благотворительного фонда "Даунсайд Ап" весной 2020 года. Автором ставилась цель изучить условия формирования реакции несогласия как одного из организаторов детской психики. Выявлена связь между способностью малыша продуктивно выражать несогласие жестом или звуком и психологическими характеристиками матери, такими как агрессия, алекситимия и тревожность.

54. Литвяк, С. В. Значение перцептивных панно (самодельных бизибордов) для сенсорного развития и становления познавательных процессов детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) / С. В. Литвяк // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 2. - С. 64-66.

Аннотация: Одним из вариантов развития детей с нарушениями и задержкой развития может быть бизиборд, который позволяет проводить обучение в более активном игровом формате. Описание создания и использования авторских сенсорных панно (бизибордов).

55. Пашинова, Ольга Викторовна. Социальное взаимодействие детей с ЗПР в театрализованной игре / Пашинова О. В., Сычева Н. А. // Дошкольное воспитание. - 2021. - N 2. - С. 58-66.

Аннотация: В статье представлены результаты педагогического эксперимента, направленного на повышение уровня социального взаимодействия старших дошкольников с ЗПР.

56. Тихонова, Е. В. Развитие письменной речи у школьников с интеллектуальными нарушениями с помощью компьютерных технологий / Тихонова Е. В. // Логопед. - 2021. - № 2. - С. 92-96.

Аннотация: В статье представлен опыт коррекционно-развивающей работы по развитию письменной речи у школьников с интеллектуальными нарушениями с помощью текстового редактора и на основе жизненного опыта учеников, описанного в рассказах, сочиненных детьми.

57. Кесслер, Л. И. Конспект интегрированной образовательной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью / Л. И. Кесслер, Е. В. Полторацкая // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 3. - С. 29-30.

Аннотация: Конспект занятия для дошкольников с умственной отсталостью по теме "Домашние птицы".

58. Кононова, С. И. Средства альтернативной коммуникации с младшими школьниками с умственной отсталостью и РАС на занятии / Кононова С. И. // Логопед. - 2021. - № 3. - С. 80-86.

Аннотация: В статье представлено логопедическое занятие с использованием средств альтернативной коммуникации со школьниками с умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра.

59. Алышева, Татьяна Викторовна. Формирование основ компьютерной грамотности у обучающихся с легкой умственной отсталостью / Т. В. Алышева, Е. Г. Исупова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 2. - С. 37-46.

Аннотация: В статье показаны особенности проектирования и организации образовательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью на занятиях факультативного курса "Основы компьютерной грамотности" в условиях коррекционной общеобразовательной школы-интерната. Приведены выявленные особенности выпускников (9 класс) по умению работать с различными приложениями и пользованию сетью Интернет.

60. Бачина, Ольга Викторовна. Пути преодоления трудностей решения задач на движение у младших школьников с задержкой психического развития / О. В. Бачина, Т. В. Ильвохина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 2. - С. 7-16.

Аннотация: В статье предложены способы преодоления трудностей решения задач на движение у младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения. Эти способы были апробированы в учебной работе с положительными результатами.

61. Талыбова, Л. Г. Развитие межполушарных связей у детей с ЗПР / Л. Г. Талыбова // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 3. - С. 62-64.

Аннотация: Предлагаемая методическая разработка состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного и начального школьного возраста.

62. Якименко, Н. А. Путешествие Колобка : коррекционно-развивающее занятие с ребенком с синдромом Дауна / Якименко Н. А. // Логопед. - 2021. - № 4. - С. 53-57.

Аннотация: В статье представлено индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком 4 лет с синдромом Дауна. На занятии использованы упражнения на развитие слухового и зрительного внимания, дыхательные, артикуляционные, пальчиковые игры для развития мелкой моторики.

63. Буряк, Светлана Петровна. Формирование этнической толерантности у обучающихся с легкой умственной отсталостью в процессе изучения курса "Культура и традиции народов, проживающих в России" / С. П. Буряк, Е. П. Канина, Т. В. Максютенко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - N 3. - С. 39-46.

Аннотация: В статье представлен опыт работы по проектированию и реализации курса внеурочной деятельности "Культура и традиции народов, проживающих в России", направленного на формирование этнической толерантности у младших школьников с легкой умственной отсталостью (2-3 классы). Приведены фрагменты планирования, учебно-дидактических и контрольно-измерительных материалов по данному курсу, успешно апробированных в практике работы КОУ "Нововаршавская адаптивная школа-интернат" (Омская область).

64. Павицкая, Елена Васильевна. Школьное эковолонтерское объединение как средство экологического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Павицкая, И. Г. Самусева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - N 3. - С. 13-21.

Аннотация: В статье описан опыт создания и деятельности школьного эковолонтерского объединения "Зеленый патруль" на базе МБОУ "Наро-Фоминская школа для обучающихся с ОВЗ" (Московская область), приведены учебные планы I и II года обучения. Указаны основные методические аспекты деятельности объединения по экологическому воспитанию обучающихся с ЗПР и с интеллектуальными нарушениями.

65. Бадалзаде, Г. Н. Методики формирования профессиональных навыков у лиц с синдромом Дауна в условиях их социальной реабилитации / Г. Н. Бадалзаде // Специальное образование. - 2021. - № 2. - С. 142-158.

Аннотация: В статье рассматриваются факторы развития синдрома Дауна, условия, влияющие на развитие лиц с синдромом Дауна, подчеркивается роль семьи в их обучении и воспитании. Особое внимание уделяется развитию у обучающихся с ОВЗ, в том числе и у детей с синдромом Дауна, самостоятельности, формированию у них умений, необходимых для достижения успеха, умений адаптации, умений социального регулирования и умений, предшествующих профессии, а также профессиональных умений. Определяются задачи профессионального обучения лиц в специальных школах, особенности профессиональной реабилитации лиц с синдромом Дауна, описываются основные направления в коррекции психического развития. Анализируются программы и методики формирования профессиональной компетентности лиц с ОВЗ с учетом уровня нарушения интеллектуального развития, реализуемые в США и странах Западной Европы. Приводится рекомендуемая последовательность обучения в организации профессиональной подготовки лиц с синдромом Дауна в раннем подростковом возрасте.

66. Зак, Г. Г. Информационно-коммуникационная компетентность учителя-дефектолога в образовательном пространстве обучающихся с умственной отсталостью: уровни сформированности, способы повышения / Г. Г. Зак, В. А. Лисицына // Специальное образование. - 2021. - № 2. - С. 70-82.

Аннотация: В статье представлены материалы, раскрывающие информационно-коммуникационную компетентность учителя-дефектолога в образовательном пространстве обучающихся с умственной отсталостью. Проведен анализ понятий "компетентность", "информационно-коммуникационная компетентность" и уточнено понятие "информационно-коммуникационная компетентность учителя-дефектолога", которое может рассматриваться как комплекс качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям в условиях информатизации образования. Показаны результаты сформированности ИКТ-компетентности учителя-дефектолога в области применения ИКТ в урочной деятельности обучающихся с УО. Предложены способы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя-дефектолога. Рассмотрена структура подготовки специалистов к применению ИКТ в профессиональной деятельности.

67. Иванова, Эльвира Борисовна. Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми седьмого года жизни с ЗПР "Морская прогулка" / Иванова Э. Б. // Коррекционная педагогика. Вопросы и ответы. - 2021. - N 2. - С. 56-59.

68. Организация соревнований по адаптивному скалолазанию для детей и подростков с нарушением интеллекта / Оринчук В. А., Оринчук А. В., Иосько Н. В., Кожеков С. О. // Адаптивная физическая культура. - 2021. - № 2. - С. 48-50.

Аннотация: В статье рассматривается вопрос возможности организации соревнований по адаптивному скалолазанию для детей и подростков с нарушением интеллекта. Авторами представлена экспериментальная программа соревнований по адаптивному скалолазанию, дана характеристика соревновательных дисциплин для участников с нарушением интеллекта, которые были составлены с акцентом на их функциональные способности и уровень физической подготовленности. В статье даны рекомендации для успешного участия в соревнованиях по адаптивному скалолазанию исходя из возраста занимающихся и стажа занятий скалолазанием.

69. Совершенствование методики развития скоростно-силовых способностей средствами волейбола девочек 10–11 лет с задержкой психического развития в условиях инклюзивной спортивной школы / Андреев В. В., Фоминых А. В., Ермохин А. В. [и др.] // Адаптивная физическая культура. - 2021. - № 2. - С. 40-41.

Аннотация: В статье отражены результаты педагогического исследования, проведенного в условиях спортивной школы, направленного на повышение уровня развития скоростно-силовых способностей средствами волейбола девочек 10–11 лет с ЗПР. Представлена методика, полученные результаты исследования.

70. Чебыкин, Е. В. Наглядно-действенная основа формирования представлений и понятий о площади геометрической фигуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Е. В. Чебыкин // Специальное образование. - 2021. - № 2. - С. 105-114.

Аннотация: В статье анализируются труды отечественных ученых и педагогов, изучивших особенности усвоения геометрического материала обучающимися с УО. Основное внимание уделяется формированию у обучающихся представлений и понятий о площади геометрической фигуры и единицах ее измерения. Указывается на связь между уровнем усвоения понятий, формируемых на уроках математики, и их применением в практической и профессиональной деятельности. Выясняются причины слабого усвоения геометрического материала, как объективные, так и субъективные, приводящие к вербализму знаний, слабой дифференциации понятий, к трудностям применения знаний учащимися на практике. Раскрываются методика изучения квадратных мер и вычисления площадей геометрических фигур в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Рассматриваются приемы коррекционной работы в процессе изучения данной темы, предупреждающие ошибки детей. Даются рекомендации педагогам по реализации межпредметных связей, позволяющие использовать личный опыт обучающихся на уроках геометрии.

71. Якель, Верника Ивановна. План-конспект индивидуального занятия педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью / Якель В. И. // Коррекционная педагогика. Вопросы и ответы. - 2021. - N 2. - С. 85-87.

72. Лавренова, Татьяна. "Радуга" экоцентра для солнечных детей : солнечные дети ближе познакомились с окружающим миром на досуговой площадке "Радуга" для детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. Лавренова // Природа Алтая. - 2021. - № 7/8. - С. 19-20.

Аннотация: Летом 2021 г. впервые на базе Алтайского краевого детского экологического центра состоялась летняя площадка "Радуга" для детей с ОВЗ, в т. ч. с синдромом Дауна.

73. Чудесникова, Татьяна Алексеевна. Модульная программа "Оживающий мир" : иллюстрируем и обыгрываем социальные истории / Чудесникова Т. А. // Дошкольное воспитание. - 2021. - N 7. - С. 60-68 ; N 8. - С. 59-63.

Аннотация: В статье обобщаются трудности формирования социально-коммуникативных компетенций к дошкольников с ЗПР, описывается парциальная программа, позволяющая оптимизировать данный процесс. Ее спецификой является опора на методику передвижной аппликации и использование авторских приемов "геометрический кейс", "коммуникативные ниточки". Описаны структурные разделы программы.

74. Карабанова, Т. В. Неделя здоровья в детском саду / Т. В. Карабанова // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 6. - С. 32-33.

Аннотация: Сценарий физкультурного развлечения для группы дошкольников с ЗПР "В поисках берлоги". Цель занятия - пропаганда здорового, активного образа жизни.

75. Плесовских, Л. Н. Развитие познавательной активности у детей 5-7 лет с ЗПР через экологическое образование / Л. Н. Плесовских, А. С. Гевондян // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 6. - С. 34-35.

Аннотация: Описание проекта "Познаю мою Югру", направленного на повышение уровня познавательной активности у детей с ЗПР.

76. Якель, В. И. План-конспект индивидуального занятия педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью / В. И. Якель // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 6. - С. 60-61.

77. Полонская, Людмила. Инклюзивные и эксклюзивные / Л. Полонская // Будь здоров! - 2021. - № 11. - С. 67-73.

Аннотация: Об инклюзивных ремесленных мастерских, в которых трудятся взрослые люди с особенностями здоровья и ментального развития.

Составитель Еремина О. А.