Девиантология

Книги:

Алмазов Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации / Б. Н. Алмазов. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 264 с. - (Учебник для вузов).

Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева , Н. В. Ялпаева. - 3-е изд. - М. : Академия, 2010. - 269 с.

Девиантология : хрестоматия / ред. Ю. А. Клейберг. - СПб. : Речь, 2007. - 407 с.

Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков : практ. руководство. Ч. 2 : Отклонения и нарушения / Г. В. Лаут, У. Б. Брак, Ф. Линдерамп. - М. : Академия, 2005. - 352 с.

Практикум по девиантологии / ред. Ю. А. Клейберг. - СПб. : Речь, 2007. - 140 с. - (Психологический практикум).

Профилактика аддиктивного поведения школьников / ред. А. Колеченко. - СПб. : Каро, 2006. - 282 с.

Трудные подростки : практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения. - М. : АРКТИ, 2007. - 82 с. - (Школьное образование).

Фурманов, И. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / И. Фурманов. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 348 с. - (Библиотека психолога).

Шипицына Л. М. Психология детского воровства : учебное пособие / Л. М. Шипицына. - СПб. : Речь, 2007. - 276 с. - (Психология детства).

Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков : методический материал / Л. Б. Шнейдер. - М. : Академ. Проект, 2005. - 334 с. - (Психологические технологии).

 

Статьи:

1. Акулинина Ю. Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию у девиантных подростков "мотива достижения" / Ю. Н. Акулинина // Соц. педагогика. - 2011. - № 1. - С. 81-85.

2. Акулинина Ю. Н. Социально-реабилитационный центр "Подросток": организация помощи семье и детям / Ю. Н. Акулинина // Соц. педагогика. - 2012. - № 4. - С. 95-101.

3. Вежин Е. Помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации / Е. Вежин // Соц. педагогика. - 2012. - № 5. - С. 81-94.

4. Винокуров Л. Н. Факторы риска школьной дезадаптации / Л. Н. Винокуров // Соц. педагогика. - 2012. - № 6. - С. 17-30.

В практической работе педагогу и психологу любого вида ОУ (школа, интернат, детский дом, социальный приют, спецшкола или училище для детей с девиантными формами поведения) наибольшее внимание приходится уделять учащимся со стойкими школьными трудностями и поведенческими нарушениями, которые нередко сочетаются в разных пропорциях друг с другом. Утрата школьной мотивации у этих детей, как правило, - следствие противоречия между предъявляемыми стандартными требованиями учебной программы к ребенку и его индивидуальными возможностями усвоения школьных знаний.

5. Воробьева К. А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях / К. А. Воробьева // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С. 45-49.

6. Высоцкая А. Ю. Социально-психологическая адаптация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации / А. Ю. Высоцкая // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. - 2011. - № 1. - С. 58-64.

7. Галлямов Н. А. Детство без жестокости и насилия: защита и помощь : [психол. безопасность в спецшк. для подростков с девиант. поведением] / Н. А. Галлямов // Здоровьесберегающее образование. - 2010. - № 5. - С. 16-21.

8. Гонеев А. Индивидуально-психологические особенности трудных подростков / А. Гонеев, Л. Годовикова // Коррекц.-развивающее образование. - 2008. - № 6. - С. 46-59.

9. Гонеев А. Трудные подростки как объект и субъект пед. деятельности / А. Гонеев, Л. Годовникова // Коррекц.-развивающее образование. - 2008. - № 5. - С. 11-34.

10. Евлашкина Н. М. Мотивация аффилиации и динамика агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением / Н. М. Евлашкина, А. Б. Холмогорова // Дефектология. - 2011. - № 4. - С. 65-72.

11. Заиграева Н. В. Гендерная проблематика в изучении и сопровождении детей и подростков с дизонтогенезом психики / Н. В. Заиграева // Дефектология. - 2014. - № 2. - С. 43-51.

В статье обсуждаются актуальные проблемы гендерной социализации детей и подростков при нарушениях в интеллектуальном развитии, девиантном поведении и в условиях депривации. Обозначаются проблемы диагностики и сопровождения гендерного развития детей и подростков с дизонтогенезом психики, обобщаются некоторые результаты собственных исследований автора.

12. Заутова Э. В. Роль искусства и арттерапии в профилактике и коррекции девиантного поведения / Э. В. Заутова // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. - 2005. - № 1. - С. 56-61.

13. Зеленкова С. М. Детско-подростковая экспедиция: коррекция и профилактика девиантного поведения / С. М. Зеленкова // Соц. педагогика. - 2011. - № 3. - С. 75-81.

14. Зикратов В. Девиантно-делинквентное поведение детей и подростков : состояние проблемы в Алтайском крае / В. Зикратов // Соц. педагогика. - 2008. - № 1. - С. 47-49.

15. Зикратов В. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних в региональных документах: Алтайский край / В. Зикратов, С. Четвертных // Соц. педагогика. - 2009. - № 5. - C. 103-122.

16. Иванченко В. А. Развитие коммуникативных навыков школьников из неполных семей и воспитанников детского дома через совместный досуг / В. А. Иванченко // Воспитание школьников. - 2011. - № 8. - С. 49-51.

17. Илатовская Л. А. Психологическое сопровождение детей группы риска / Л. А. Илатовская // Соц. педагогика. - 2011. - № 4. - С. 89-97.

18. Кайгородова В. И. Подросток и закон / В. И. Кайгородова, С. Г. Богомаз // Соц. педагогика. - 2013. - № 6. - С. 41-48.

Программа "Подросток и закон" разработана в социальном приюте для детей г. Белова, которая направлена на социально-правовое воспитание подростков с девиантным поведением.

19. Карпунова Н. М. Социально-педагогическая работа с дисфункциональной семьей в целях профилактики правонарушений подростков / Н. М. Карпунова // Воспитание школьников. - 2010. - № 4. - С. 39-45.

20. Кашлакова Г. М. Пропедевтика безопасности жизнедеятельности подростков и юношества [с девиантным поведением] / Г. М. Кашлакова // Соц. педагогика. - 2011. - № 1. - С. 86-89.

21. Кашлакова Г. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения / Г. Кашлакова, Ю. Акулинина // Соц. педагогика. - 2010. - № 2. - С. 44-51.

22. Королева Т. В. Почему дети ругаются? / Королева Т. В. // Воспитатель ДОУ. - 2011. - № 1. - С. 118-119.

23. Куликова Е. Ф. Спецшкола - это шанс для юных москвичей обрести новые жизненные ценности / Е. Ф. Куликова // Соц. педагогика. - 2014. - № 1. - С. 103-110.

В столичной системе образования в настоящее время сложилась тенденция к реорганизации с изменением юридического статуса специальных общеобразовательных школ для детей с девиантным поведением. Автор статьи имеет значительный опыт работы с трудными подростками в ОУ, региональных и федеральных органах управления, создавала и работала в одной из спецшкол Москвы. Задача публикации - привлечь внимание к социально уязвимым детям и не ломать сложившуюся систему их обучения, реабилитации и социализации, успешность которой доказана почти 10-летней деятельностью московских спецшкол.

24. Кунаева А. М. Школа для подростков с девиантным поведением: создание реабилитационной среды / А. М. Кунаева // Соц. педагогика. - 2012. - № 1. - С. 53-70.

25. Кунаева А. Опыт создания реабилитационной среды в образовательном учреждении для подростков с девиантным поведением / А. Кунаева // Коррекц. -развивающее образование. - 2012. - № 1. - С. 11-26.

Предупреждение противоправного поведения несовершеннолетних - одна из актуальнейших проблем нашего общества. Значительная роль в решении этой проблемы отводится специальным общеобразовательным школам для детей и подростков с девиантным поведением открытого типа.

26. Ларионова С. О. Вторичная профилактика девиантного поведения детей с задержкой психического развития / С. О. Ларионова // Спец. образование. - 2013. - № 2. - С. 62-71.

Рассматривается содержание вторичной профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР. Обозначаются приоритетные направления, методы, формы, условия, средства, принципы осуществления вторичной профилактики девиантного поведения у данной категории детей. Актуализируется вопрос вторичной профилактики отклоняющегося поведения младших школьников с ЗПР с учетом психолого-педагогической и социальной специфики становления личности таких детей.

27. Лысова Н. Ф. Некоторые особенности и профилактика девиантного поведения подростков / Н. Ф. Лысова // Здоровьесберегающее образование. - 2010. - № 3. - С. 35-37.

28. Лысогорская М. В. Диагностика и психокоррекция девиантного поведения школьников с ненормативным развитием посредством творческой деятельности / Лысогорская М. В. , Ползунова И. А. // Коррекц. педагогика. - 2011. - № 2/3. - С. 47-51.

29. Лысогорская М. В. Диагностика и психокоррекция девиантного поведения школьников с ненормативным развитием посредством творческой деятельности / М. В. Лысогорская, И. А. Позунова // Практ. психолог и логопед в шк. и ДОУ. - 2011. - № 2. - С. 30-35.

30. Майборода С. Б. Использование музыкотерапии в работе с подростками с девиантным поведением / С. Б. Майборода // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 26-29.

31. Максимова Т. И. Преодоление "пед. стереотипов" как условие профилактики девиантного поведения у детей и подростков / Максимова Т. И. // Логопед в детском саду. - 2008. - № 4. - С. 31-38.

32. Мокаева М. А. Развитие смысложизненных ориентаций как условие предотвращения девиантного поведения подростков / М. А. Мокаева // Воспитание школьников. - 2010. - № 3. - С. 57-60. - Приложение: Тренинговая программа "Преодоление симптомов экзистенцианальной фрустрации".

33. Морозов В. В. От отклонении в поведении - к нравственному воспитанию, от экстремистских наклонностей - к реабилитации средствами образования / В. В. Морозов // Соц. педагогика. - 2011. - № 3. - С. 19-24.

34. Нелидов А. Л. Система профилактики девиантного поведения в общеобразовательной школе / А. Л. Нелидов, Т. Т. Щелина // Вестник психосоц. и коррекц. -реабилитац. работы. - 2010. - № 1. - С. 39-64.

35. Никитская Е. А. Работа школы с семьей подростка девиантного поведения / Е. А. Никитская, С. В. Маркова // Соц. педагогика. - 2011. - № 2. - С. 33-38.

36. Об утверждении перечней показателей деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, необходимых для установления их государственного статуса : приказ М-ва образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 25 декабря 2012 № 1093 // Логопед. - 2013. - № 3. - С. 119-123.

37. Павленко Т. П. Особенности социализации подростков-сирот с легким психическим недоразвитием и девиантным поведением / Т. П. Павленко // Дефектология. - 2010. - № 6. - С. 68-76.

В статье представлены результаты исследования особенностей социализации подростков-сирот с ЛНП с девиантным поведением в сравнении с результатами их социально адаптированных одноклассников: выявляются личностные и ситуативные причины нарушений социализации.

38. Попова Т. М. Дезадаптация как предпосылка развития девиантного поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья / Т. М. Попова // Спец. образование. - 2013. - № 1. - С. 79-88.

Рассматриваются проблемы социальной адаптации лиц с нарушением развития. Описаны основные факторы, обусловливающие развитие девиантного поведения у лиц с ОВЗ.

39. Преображенская Г. А. Создание здоровьесберегающей среды и адаптация подростков с девиантными формами поведения в условиях специальной общеобразовательной школы / Г. А. Преображенская // Здоровьесберегающее образование. - 2011. - № 7/8. - С. 44-46.

40. Рудзинская Т. Ф. Проблемы самоактуализации подростков-девиантов / Рудзинская Т. Ф. // Коррекц. педагогика. - 2011. - № 2/3. - С. 44-46.

41. Семенов С. Ю. Социально-педагогические проблемы детей с девиантным поведением / С. Ю. Семенов // Соц. педагогика. - 2012. - № 1. - С. 109-118.

42. Семикин Г. И. Здоровьесберегающая среда МГТУ им. Н. Э. Баумана : [профилактика наркомании] / Г. И. Семикин // Здоровьесберегающее образование. - 2012. - № 6. - С. 24-26.

43. Серякова С. Б. Психолого-педагогические особенности профилактики алкоголизма среди подростков / С. Б. Серякова, А. В. Тимакин // Здоровьесберегающее образование. - 2011. - № 1. - С. 116-121.

44. Стельмах О. Д. Профессиональная практика будущих педагогов-психологов с использованием народных игр / О. Д. Стельмах, В. А. Чернушевич // Соц. педагогика. - 2012. - № 5. - С. 95-103.

45. Тоистева О. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением / О. Тоистева // Соц. педагогика. - 2010. - № 1. - С. 50-53

46. Трифонова М. Ю. Программа коррекционно-реабилитационной работы с девиантными детьми и подростками / М. Ю. Трифонова // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. - 2009. - № 1. - С. 61-67.

47. Федюкин С. А. Работа с детьми группы социального риска: подготовка волонтеров / С. А. Федюкин // Соц. педагогика. - 2012. - № 5. - С. 104-110.

48. Холмогорова А. Б. Социальная ситуация развития и динамика агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением / А. Б. Холмогорова, Н. М. Евлашкина // Дефектология. - 2011. - № 2. - С. 71-81.

49. Храмов В. Н. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у подростков с девиантным поведением / В. Н. Храмов, С. С. Эюбов, Е. А. Спиридонова // Воспитание школьников. - 2013. - № 5. - С. 28-32.

50. Хухлина В. В. Социальное исключение: проблемы и пути их решения / В. В. Хухлина // Соц. педагогика. - 2011. - № 6. - С. 15-29.

51. Чернушевич В. А. Народные игры как средство профилактики девиантного поведения / В. А. Чернушевич // Соц. педагогика. - 2012. - № 2. - С. 116-118.

52. Шмачилина-Цибенко С. В. Роль социально-педагогических технологий в ресоциализации подростков с девиантным поведением / С. В. Шмачилина-Цибенко // Воспитание школьников. - 2012. - № 2. - С. 47-54.

53. Шульга Т. И. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением / Т. И. Шульга, Х. Спанияярд, В. Слот // Соц. педагогика. - 2010. - № 3. - С. 109-121.

54. Шульга Т. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением : альтернативные наказания в Нидерландах / Т. Шульга, Х. Спанияярд, В. Слот // Соц. педагогика. - 2010. - № 2. - С. 103-112.

55. Юсупова Х. Г. Исторический контекст: школьники с девиантным поведением / Х. Г. Юсупова // Нач. шк. - 2013. - № 9. - С. 23-25.