Компьютер для всех

КНИГИ

1. Базаров, А. Г. MICROSOFT EXEL для незрячих и слабовидящих пользователей персонального компьютера [Шрифт Брайля] / А. Г. Базаров. - М. : Логос, 2008. - 1 кн.

2. В помощь начинающему пользователю Интернет : в 2 кн. Кн. 2 [Шрифт Брайля] : иллюстрации к учебному сайту "Работа с HTML-документами". - М. : Логос, 2006. - 14 л.

3. В помощь начинающему пользователю Интернета [Шрифт Брайля]. - М. : Логос, 2007. - 1 кн.

4. Комплексное учебное пособие по тифлоинформационным технологиям для инвалидов по зрению [Шрифт Брайля] : пособие разработано Общероссийской общественной организацией инвалидов - Российский союз инвалидов : в 4 кн. / ред. В. В. Соколов. - Москва : ЦКТВОС, 2020.

5. Сидоров, Р. Программные и технические средства компенсации зрительной недостаточности : аналитический обзор / Р. Сидоров. - Москва : РГБС, 2019. - 47 с.

6. Якимов М. Портативный компьютер и Вы : практическое руководство по освоению портативного компьютера «с нуля» лицами, не имеющими или недавно утратившими зрение. – Москва : Логосвос, 2016. – 215 с.

СТАТЬИ

1. Соколов, В. В. Навигация по сети Интернет с помощью программ невизуального доступа к информации / В. В. Соколов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 1. - С. 29-35. Аннотация: Статья написана на основе опыта преподавания информатики и информационных техно-логий, накопленного в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате III-IV видов № 1 г. Москвы. В основу описываемых методик были положены учебные материалы, созданные компанией Freedom Scientific, и документация к программе невизуального доступа к информации на экране компьютера JAWS for Windows версии 5.0 или выше. Статья ориентирована на преподавателей, зани-мающихся обучением лиц с нарушением зрения работе с компьютером, сотрудников реабилита-ционных центров и библиотек слепых.

2. Соколов, В. В. Краткий обзор современных компьютерных тифлоинформационных средств, которые могут быть использованы в процессе обучения детей с глубоким нарушением зрения / Соколов В. В. // Вестник тифлологии. - 2010. - № 2. - С. 84-87. Аннотация: В статье дан обзор некоторых программных и аппаратных средств, которые могут быть использованы в учебном процессе в школах III-IV видов. Использование описываемых средств не ограничивается уроками информатики и информационных технологий, их можно и нужно применять при изучении и других школьных дисциплин. Статья может представлять интерес для администраторов и учителей школ III-IV видов.

3. Соколов, В. В. Программа для старшей школы по курсу "Информатика и информационные технологии" для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III и IV видов / В. В. Соколов // Дефектология. - 2011. - № 2. - С. 82-90.

4. Никольская, И. А. Роль дистанционного образования в преодолении барьеров в обучении детей с особыми потребностями / Никольская И. А. // Коррекцмрнная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 62-89.

5. Соколов, В. В. Особенности обучения детей с глубоким нарушением зрения современным информационным технологиям / В. В. Соколов // Дефектология. - 2013. - № 4. - С. 65-77. Аннотация: Статья написана более чем двадцатилетнего личного опыта обучения незрячих детей работе на персональном компьютере. В статье приведены основные принципы работы без визуального контроля в операционной системе Windows. Описано исследование особенностей изучения информа-ционных технологий детьми с глубоким нарушением зрения. Приведены наиболее значимые результаты исследования и даны некоторые вытекающие из них методические рекомендации.

6. *Получить профессию, не выходя из дома // Страна и мы : мы вместе. - 2015. - № 3. - С. 28-31. Аннотация: Московский центр компьютерных технологий для инвалидов возник в недрах региональной общественной организации инвалидов "Стратегия", занимающейся комплексной реабилита-цией инвалидов. Центр работает в тесном контакте с преподавателями факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. Предоставляется возможность обучаться на трёх разных по сложности уровнях в зависимости от начальной подготовки. По окончанию курсов выдается сертификат.

7. Рузинова, О. Л. Дистанционное обучение детей с ОВЗ : (из опыта работы Центра образования "Технологии обучения") / О. Л. Рузинова, М. А. Степанова, Е. В. Цыганцов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - N 7. - С. 17-25. Аннотация: В статье представлена модель дистанционного обучения, разработанная педагоги-ческим коллективом московского Центра образования "Технологии обучения", в котором обучаются дети как с соматическими заболеваниями, так и с нарушениями психического развития разной степени выраженности. Показано, что использование дистанционных образовательных технологий позволяет строить обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а также в значительной степени определяет последующий профессиональный выбор. Важное место в работе Центра отводится организации психолого-педагогического сопровождения, способ-ствующего всесторонней социализации детей.

8. Войлочников, В. Жизнь с Брайлем : [дистан-ционное обучение незрячих детей] / В. Войлочников // Школьный вестник. - 2015. - № 9. - С. 12-16.

9. *И лечимся, и учимся // Страна и мы: мы вместе. - 2015. - № 4. - С. 68-69. Аннотация: Компания Samsung Electronics стала технологическим партнером проекта "УчимЗнаем" - сетевого образова-тельного содружества, направленного на создание единого пространства системы дистанционного обучения и общения детей, находящихся на длительном лечении в Федеральном научно-техническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева и в Российской детской клинической больнице в городе Москве. Учредителем проекта выступает Центр образования № 19 (Школа Ямбурга) при поддержке Департамента образования города Москвы.

10. Старобина, Е. М. Оборудование компьютери-зированного учебного рабочего места для детей-инвалидов с нарушением двигательных функций верхних конечностей / Е. М. Старобина, С. Г. Кривенков // Детская и подростковая реабилитация. - 2017. - № 3. - С. 25-30. Аннотация: В статье подробно рассмотрены варианты оборудования компьютеризи-рованного учебного рабочего места для детей-инвалидов с различными видами нарушений двигательных функций верхних конечностей, в т. ч. при отсутствии обеих рук, треморе пальцев, отсутствии только правой или только левой руки, с протезом руки.

11. *Кочетков, Ю. О решении проблемы повыше-ния компьютерной грамотности слепых школьников [Шрифт Брайля] / Ю. Кочетков // Школьный вестник. - 2018. - № 2. - (Для Вас, родители и учителя).

12. *Панина, Ю. Как пройти компьютерное обучение? / беседовала Н. Кремнева // Ваш собеседник. - 2018. - № 3. - С. 16-21.

13. *Бортновская, Надежда Викторовна. Организация дистанционного обучения детей, находящихся на длительном лечении / Н. В. Бортновская, С. В. Бортновский, А. В. Харитонова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2018. - № 6. - С. 30-35.

14. Учебно-методическое пособие по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для инвалидов по зрению [Шрифт Брайля] // Школьный вестник. - 2018. - № 11.

15. *Вниманию тех, кто хочет повысить свою компьютерную грамотность! // Школьный вестник. - 2019. - № 1. - С. 3-5.

16. *Соколов, В. Электронно-цифровая жизнь системы Брайля / В. Соколов // Школьный вестник. - 2019. - № 1. - С. 6-15.

17. *Киселев, Анатолий. У меня появился брайлевский дисплей : [урок компьютерной грамотности для незрячих и слепоглухих] / А. Киселев // Ваш собеседник. - 2019. - № 2. - С. 28-32.

18. Янковская, В. М. Дистанционное обучение детей, родителей и педагогов в условиях социального партнерства: практическая организация в ДОО : [в т. ч. детей с ОВЗ] / В. М. Янковская, Ю. В. Ахтырская, О. А. Кернер // Дошкольная педагогика. - 2019. - № 6. - С. 10-12.

19. *Винокуров, Александр. Всегда готов помочь! : [интервью с руководителем службы удаленной технической поддержки слепоглухих / вела Н. Демьяненко] / А. Винокуров // Ваш собеседник. - 2019. - № 3. - С. 16-18.

20. *Киселев, Анатолий. Мой рабочий стол : [уроки работы на тифлокомпьютере] / А. Киселев // Ваш собеседник. - 2019. - № 3. - С. 28-32.

21. *Учебно-методическое пособие "Программиро-вание без визуального контроля" // Школьный вестник. - 2019. - № 9. - С. 1-4. - (Для Вас, родители и учителя).

22. *Киселев, Анатолий. Моя печатная машинка : [самоучитель для работы на клавиатуре для слепых] / А. Киселев // Ваш собеседник. - 2019. - № 4. - С. 24-28.

23. Хайретдинов, Вадим Булатович. Укрощение строптивой техники : [проект "Служба удаленной компьютерной поддержки"] / В. Б. Хайретдинов // Ваш собеседник. - 2019. - № 4. - С. 16-18.

24. *Комплексное учебное пособие по тифлоинформационным технологиям // Школьный вестник. - 2020. - № 9. - С. 1-4. - (Вниманию любителей компьютеров!).

25. Открытый диалог. Цифровые ресурсы: взгляд специалистов / Емельянова Ю. А., Горностаев И. С., Баранова Т. Ф. [и др.] // Логопед. - 2020. - № 8. - С. 15-22. Аннотация: О дистанционном обучении детей с ОВЗ.

26. *Учебно-методическое пособие "Программи-рование без визуального контроля" // Школьный вестник. - 2020. - № 1. - С. 1-5. - (Для Вас, родители и учителя).

27. Грандин, Т. "Если вы не откроете детям мир, они ничем не заинтересуются" : интервью с Темпл Грандин / Грандин Т.; [интервьюировал] Эдельсон С. М. // Аутизм и нарушения развития. - 2020. - № 3. - С. 64-67. Аннотация: В интервью тематическому ре-дактору номера Стивену Эдельсону профессор Университета Колорадо, доктор сельскохозяйственных наук Тэмпл Грандин рассказывает о восприятии человеком с аутизмом изменений в жизненном укладе, связанных с наступлением пандемии COVID-19. В ходе интервью профессор Грандин дает советы по образованию детей с расстройствами аутистического спектра в период перехода на дистанционную форму обучения. Были затронуты и вопросы трудоустройства людей с аутизмом: какие позиции лучше всего подходят для людей с РАС, как заинтересовать работодателя в найме человека с аутизмом.

28. Учимся доступно : [онлайн-образование для инвалидов по зрению] // Наша жизнь. - 2020. - № 12. - С. 77-83.

29. Алышева, Татьяна Викторовна. Формирование основ компьютерной грамотности у обучающихся с легкой умственной отсталостью / Т. В. Алышева, Е. Г. Исупова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 2. - С. 37-46. Аннотация: В статье показаны особенности проектирования и организации образовательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью на занятиях факультативного курса "Основы компьютерной грамотности" в условиях коррекционной общеобразовательной школы-интер-ната. Приведены выявленные особенности выпускни-ков (9 класс) по умению работать с различными приложениями и пользованию сетью Интернет.

*Издание отсутствует в АКСБ, но может быть заказано для вас из Корпорации спецбиблиотек.

Составитель Еремина О. А.