Новые книги по специальной детской психологии

1. Августова, Р. Шаг в будущее. Как развивать мышление ребенка и научить его хорошо понимать текст, особенно в "безнадежных" случаях / Р. Августова. - Москва : Этерна, 2021. - 271 с. - (Современная психология).

2. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2022. - 161 с. - (Высшее образование).

3. Бус, Ф. Тераплэй : руководство по улучшению детско-родительских отношений через игру, основанную на привязанности / Ф. Бус, Э. Дженберг. - Москва : Теревинф, 2021. - 616 с. Данное издание представляет собой фундаментальное руководство по игровой терапии Тераплэй – уникальному подходу к психологической работе с детьми и их семьями, который фокусируется на развитии отношений и привязанности посредством игры. В руководстве представлена тщательно разработанная теория Тераплэй, подробно описана методика работы на всех этапах взаимодействия с клиентом – от диагностики до повторных профилактических встреч, а также специфика терапии с различными категориями клиентов – детьми с нарушениями регуляции, расстройствами аутистического спектра, детьми, пережившими насилие, приемными детьми, а также подростками и взрослыми. В каждой главе яркое представление о подходе дают живые иллюстрации – описания сессий. Для педагогов, психологов, родителей.

4. Волковская, Т. Н. Логопсихология : учебник для вузов / Т. Н. Волковская, И. Ю. Левченко. - Москва : Юрайт, 2022. - 190 с. - (Высшее образование). В учебном пособии обобщены основные достижения логопсихологии в процессе ее исторического генезиса. Сформулированы и охарактеризованы теоретико-методологические основания данной отрасли специальной психологии на современном этапе развития. Освящаются вопросы организации и содержания психологической помощи детям с недостатками речи, взаимодействия психолога и логопеда на разных этапах психолого-педагогического сопровождения таких детей. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Пособие адресовано студентам дефектологических, психологических и педагогических факультетов вузов, слушателям курсов повышения квалификации, может представлять интерес для практических работников.

5. Галасюк, И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка : учебное пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шишина. - Москва : Юрайт, 2022. - 179 с. - (Профессиональное образование).

6. Жихарева, Ю. Б. Практические рекомендации для специалистов и родителей по воспитанию, развитию и коррекции детей : из опыта работы детского логопеда и психолога : методическое пособие / Ю. Б. Жихарева. - Москва : Владос, 2021. - 103 с. - (Коррекционная педагогика). В основной части пособия представлены методы воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста. Даны рекомендации по стимуляции раннего речевого развития, решения проблем кризиса трех лет, навыков самообслуживания и адаптации в детском саду. Описаны современные методики и игровые приемы для эффективной работы с детьми. В пособии представлены рекомендации по работе с детьми школьного возраста: психологическая коррекция поведения, устранение и минимизация проблем послушания ребенка, коррекция проблемного поведения или состояния детей. Рассмотрены вопросы о заикании и навязчивых действиях, о коррекции поведения тревожных, агрессивных, гиперактивных и демонстративных детей, о взаимоотношениях в семье братьев и сестер. Отдельно освещены вопросы о способах взаимодействия взрослых с подростками. В приложении даны краткие определения некоторых понятий и советы специалистам о более эффективном использовании представленных методов работы с детьми.

7. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого ребенка / С. Я. Рубинштейн. - Москва : ИОИ, 2016. - 257 с. - Текст : непосредственный.

8. Семаго, М. М. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности / М. М. Семаго. - Москва : Генезис , 2020. - 399 с. - (Учебник XXI века). Проанализировав существующие модели и подходы к типологизации психического развития, авторы предлагают современную трехкомпонентную модель анализа, на основе которой строится новая типология. В книге приведена подробная характеристика выделяемых типов отклоняющегося развития, описана процедура диагностики, которая позволяет определить характер отклонений, спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка, грамотно простроить коррекционную работу, выбрать оптимальный для ребенка образовательный маршрут. Книга адресована в первую очередь психологам-практикам, работающим в области специальной и клинической психологии детства, специалистам психолого-педагогического сопровождения детей с отклоняющимся развитием в образовательных системах. Кроме того, она будет интересна педагогам и клиницистам, в том числе неврологам, психиатрам, педиатрам, другим специалистам здравоохранения.

9. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза : учебное пособие / А. В. Семенович. - 12-е изд. - Москва : Генезис , 2022. - 474 с. Автор книги - известный нейропсихолог, профессор МГППУ. Издание посвящено изложению научно-прикладных основ нейропсихологической коррекции в детском возрасте. В нем рассмотрены фундаментальные нейропсихологические закономерности психолого-педагогического сопровождения процессов развития. Представлен метод замещающего онтогенеза как базовая технология коррекции, реабилитации и профилактики; схема (алгоритм) и конкретные психотехники, составляющие основу нейропсихологического сопровождения детей.

10. Стебляк, Е. А. Картина жизненного пути в сознании особого ребенка : учебное пособие / Е. А. Стебляк. - 2-е изд., испр. . - Москва : Флинта, 2019. - 412 с. В пособии обобщены результаты современных исследований ведущих отечественных специалистов в области изучения и формирования представлений лиц с интеллектуальной недостаточностью о жизненном пути человека, о его межличностных отношениях и внутреннем мире. Рассматриваются теоретико-методологические основы конструирования картины мира лиц с нарушением интеллекта, методические условия формирования социальновременных представлений, автобиографической памяти и прогностической способности. Обсуждаются программно-методическое оснащение факультативных занятий, биографических игр и тренингов, учебные действия социального познания детей и подростков указанной категории, методические подходы к целесообразному использованию произведений художественной литературы, фото- и киноискусства, живописи и музыки в процессе формирования у лиц указанной категории наивной психологии и умения осуществлять наивный анализ поведения человека. Пособие содержит теоретический материал и планы практических занятий, дополнительные теоретические материалы, задания для самостоятельной работы, тестовые задания для самоконтроля, перечень рекомендуемой литературы.

11. Трясорукова, Т. П. МнемотренажеЕр. Развитие памяти у детей с ОВЗ и ОНР / Т. П. Трясорукова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. - 32 с. - (Развитие. Обучение. Игра). Дошкольный возраст – время бурного развития высших психических функций, именно в этот период память является ведущим познавательным процессом, способствующим интенсивному интеллектуальному развитию ребенка. Хорошо развитая память обеспечивает ребенку более точное, целостное познание окружающей действительности, приобретение новых знаний, помогает в формировании необходимых умений, навыков, жизненного опыта. В пособии представлены занятия, разработанные с учетом современных методических тенденций коррекции и развития памяти детей дошкольного возраста. Структура занятий учитывает специфические особенности мнестической деятельности детей с общим недоразвитием речи, позволяя оптимизировать работу их зрительной, слухоречевой, смысловой памяти. Пособие будет интересно специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста, психологам, логопедам, дефектологам, воспитателям, а также родителям для домашних занятий с ребенком.

12. Трясорукова, Т. П. Мнемотренажер. Развитие зрительной памяти / Т. П. Трясорукова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. - 32 с. - (Развитие. Обучение. Игра). Хорошо развитая память обеспечивает ребенку более точное, целостное познание окружающей действительности, приобретение новых знаний, помогает в формировании необходимых умений, навыков, жизненного опыта. Пособие включает специально подобранные занятия, направленные на оптимизацию и развитие зрительной памяти. Предлагаемые в пособии задания учитывают современные методики по развитию памяти и имеют широкий диапазон использования. Их можно применять как в превентивной или развивающей работе с детьми, чье развитие соответствует возрастной норме, так и в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими дефицитарное развитие памяти. Пособие будет интересно специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста: психологам, логопедам, дефектологам, воспитателям, а также родителям.

13. Трясорукова, Т. П. Мнемотренажер. Развитие памяти у детей с СДВГ / Т. П. Трясорукова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. - 32 с. - (Развитие. Обучение. Игра).

14. Трясорукова, Т. П. Мнемотренажер. Развитие слухоречевой памяти / Т. П. Трясорукова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. - 32 с. - (Развитие. Обучение. Игра). Хорошо развитая память обеспечивает ребёнку более точное, целостное познание окружающей действительности, приобретение новых знаний, помогает в формировании необходимых умений, навыков, жизненного опыта. Пособие включает специально подобранные занятия, направленные на оптимизацию и развитие слухоречевой памяти. Предлагаемые в пособии задания разработаны с учётом современных методических тенденций коррекции и развития памяти детей дошкольного возраста и имеют широкий диапазон использования. Их можно применять как в превентивной или развивающей работе с детьми, чьё развитие соответствует возрастной норме, так и в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими дефицитарное развитие памяти. Пособие будет интересно специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста: психологам, логопедам.

15. Фесенко, Ю. А. Коррекционная психология : синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей; учебное пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, Е. В. Фесенко. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2022. - 251 с. - (Высшее образование). Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является наиболее актуальной проблемой в современной детской психиатрической и психоневрологической практике. Большое значение в диагностике и терапии психических расстройств, в том числе и СДВГ, имеет объединение усилий практической медицины и научных изысканий в этой области. Применение современных методов исследования пациента позволяет практическому врачу отойти от эмпирики, «слепого» и неконтролируемого использования лекарственных средств, соединить свои усилия с другими специалистами (психологами, логопедами, дефектологами, специальными педагогами), добиваясь наибольшей эффективности в лечении, работая в мультидисциплинарной команде.

 Составитель Еремина О. А.