Профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья

Книги    Статьи    Школьные программы, дающие профессиональные навыки    Учебные заведения, дающие профессиональное образование

КНИГИ

Алексеев, О. Л. Технические средства трудового и проф. обучения слепых и слабовидящих учащихся : учеб. пособие / О. Л. Алексеев, В. П. Ермаков, В. Н. Смирнов ; Всерос. о-во слепых. – М., 1989. – 82 с.

Ермаков, В. П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушением зрения: медицина, психология, педагогика : пособие для учителя / ред. В. И. Селиверстов. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 173 с. - (Коррекционная педагогика).

Ермаков, В. П. Основы трудового обучения и проф. ориентации слепых и слабовидящих школьников : учеб.-метод. пособие. – М., 1987. – 80 с.

Истомин, В. Музыкальное образование незрячих в России. – М. : Логос, 2001. – 175 с. – (Круг чтения : Издание для слабовидящих).

Малер, А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М. : Педагогика, 1988. – 128 с. – (Образование. Педагогические науки).

Работа и проф. ориентация в жизни людей с умственными и физическими ограничениями : материалы междунар. конф. – Минск : Белорус. ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, 2005. - 95 с.

Ремесленные мастерские: от терапии к профессии / сост. Ю. В. Липес. – М. : Теревинф, 2004. – 133 с.

"Система непрерывного образования – средство интеграции лиц с нарушением зрения в современное о-во" : Материалы конф. / Междунар. науч.-практ. конф. незрячих специалистов. – Ниж. Новгород, 1999. - 63 с.

Содержание и формы работы по профориентации в специальных школах для слабовидящих детей : метод. рекомендации / сост. Ермилова Л. К., Жохов В. П., Литвак А. Г. и др. – Л. : Гос. пед. ин-т, 1989. – 54 с.

Тараканов, Б. Руководство по обучению слепых и слабовидящих столярному делу : метод. пособие. – М. : Логос, 1998. – 160 с.

СТАТЬИ

Попов, А. Т. Оптимизация процесса обучения незрячих музыкантов / А. Т. Попов, В. Н. Кулаков // Дефектология. – 2000. - № 4. – С. 59-62.

Ермаков, В. П. Профориентация / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин // Основы тифлопедагогики / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М., 2000. – С. 206-219.

Матюшенко, Т. Школа юных журналистов [для одаренных детей-инвалидов, созданная "Детским орденом милосердия"] // Надежда. – 2001. - № 1. – С. 14.

Кукушкина, О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов : [Проблемы формирования проф. культуры обучения ребенка с нарушениями в развитии с учетом возможности использования компьютера] // Дефектология. – 2001. - № 3. – С. 44-51.

Кулаков, В. Н. Теоретические и методические предпосылки обучения незрячих музыкантов // Дефектология. – 2003. - № 3. – С. 53-57.

Феоктистова, Л. Трудовой дуэт с компьютером // Наша жизнь. – 2001. - № 6. – С. 4-6.

Каслин, Д. Начинающему компьютерному музыканту // Шк. вестник. – 2002. - № 3. – С. 59-65.

Волосовец, Т. В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и проф. образования инвалидов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 4. – С. 3-10.

Шишкина, И. В. Коррекционно-развивающая работа по закреплению технико-технологических знаний и развитию проф. навыков у учащихся старших классов на уроках швейного дела // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 4. – С. 26-30.

Ященко, Т. Г. Формирование трудовых навыков на уроках технологии в коррекционной школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 5. – С. 61-63.

Не делить по недостаткам, а помочь с профессией [детям-инвалидам] // Соц. защита. – 2003. - № 1. – С. 31-32 (Социономия).

Хохлина, Е. П. Исследование психолого-пед. основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными возможностями // Дефектология. – 2003. - № 2. – С. 25-34.

Дудников, С. В. Профессиональная ориентация и занятость инвалидов в Москве // Реабилитация и занятость инвалидов. – М., 2003. – С. 6-10.

Добровольская, Т. А. О подходах к проф. ориентации подростков с детским церебральным параличом // Коррекц. педагогика. – 2004. - № 1. – С. 70-73.

Еремина, О. П. Особенности проф. образования лиц с нарушением слуха в системе непрерывной проф.-технической подготовки кадров (НПО – СПО – ВПО) // Дефектология. – 2003. - № 1. – С. 15-22.

Мирский, С. Л. Применение наглядных средств на уроках труда вспомогательной школы // Дефектология. – 2003. - № 1. – С. 46-53.

Чуканова, А. М. Ресурсы Интернет и информ. обеспечение непрерывного образования инвалидов по зрению // Информ. бюл. РБА. – 2003. - № 25. – С. 34.

Малер, А. Р. Учебно-воспитательная работа с тяжело умственно отсталыми детьми старшего школьного возраста и пути их дальнейшей социально-трудовой адаптации / А. Р. Малер, Г. В. Цикото // Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Малер, Г. В. Цикото. – М., 2003. – С. 143-161.

Карвинен, А. И. Перспективы специального проф. образования лиц с нарушениями зрения в Финляндии // Чистый голос. – 2004. - № 1. – С. 25-31.

Гарматина, Ю. Инвалиды: право на образование : В России 0,1% студентов-инвалидов // Аргументы и факты. Здоровье. – 2004. - № 6. – С. 9.

Волосовец, Т. В. Справка о совершенствовании проф. образования инвалидов // Шк. вестник. – 2004. - № 2. – С. 1-8.

Понятовская, О. Такие же, как все : [образование ребенка-инвалида] // Соц. защита. – 2004. - № 2. – С. 10-13 (Социономия).

Канева, С. Иждивенчества не принимаю : [проект в Коми "Образование – право для всех"] // Надежда. – 2004. - № 3. – С. 7.

Булычева, Н. А. Особенности проф. выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения // Коррекц. педагогика. – 2004. - № 2. – С. 65-69.

Кашляк, Н. В. Использование лингвистических карточек на уроках труда [для глухих детей] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - № 2. – С. 94.

Дмитриева, В. О молодежи, которая не хочет ждать "блюдечка" : [получение проф. образования] // Наша жизнь. – 2004. - № 4. – С. 44-51.

Плаксина, Л. Профессиональное образование лиц с нарушением зрения: опыт, проблемы, перспективы // Шк. вестник. – 2004. - № 4. – С. 1-14.

Волосовец, Т. В. Перспективы развития проф. образования инвалидов в России // Дефектология. – 2004. - № 3. – С. 3-8.

Об итогах коллегии М-ва образования РФ по вопросу "О совершенствовании проф. образования инвалидов" // Дефектология. – 2004. - № 3. – С. 8-11.

Смолин, О. Н. Почему возможности не равны? : Норматив.-правовая база реализации права инвалидов на образование в соврем. России / Смолин О. Н., Горькавая О. Е. // Коррекц. педагогика. – 2004. - № 3. – С. 5-14.

Матвеев, В. Ф. Трудовое обучение школьников с нарушениями слуха в современных условиях // Дефектология. – 2004. - № 4. – С. 31-34.

Шульмин, М. Между молотом и наковальней : перспективы профобразования // Шк. вестник. – 2004. - № 9. – С. 28-34.

Кочетков, А. А. Из сборника "Практикум по проф. ориентации инвалидов по зрению" // Чистый голос. – 2004. - № 4. – С. 2-13 ; № 5. – С. 4-10.

Мадраимова, Е. [ИПР и поступление в вуз] : [коммент. юриста] // Чистый голос. – 2004. - № 6. – С. 12-15.

Зотова, Е. Компьютер в образовании: новые возможности : XIV Междунар. конф. "Информ. технологии в образовании – 2004" для людей с огранич. возможностями // Рус. инвалид. – 2005. - № 1. – С. 8.

Антонов, Н. Как стать предпринимателем : Советы и рекомендации выпускникам шк. для слепых и слабовидящих детей // Шк. вестник. – 2005. - № 2. – С. 13-23.

Переплетов, А. Н. УМК "Столярное дело" в проф. классах специальной (коррекционной) школы VIII вида / А. Н. Переплетов, П. М. Лебедев, Л. С. Сековец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - № 2. – С. 16-18.

Собина, Т. В. Проведение совместных уроков швейного дела и математики в процессе обучения умственно отсталых школьников : [привитие проф. навыков на интегрир. уроках] // Дефектология. – 2005. - № 3. – С. 25-27.

Дылева, Е. Кому он нужен, этот мальчик… : [проблемы образования детей с нарушением ОДА] // Надежда. – 2005. - № 7-8. – С. 11.

Лопотько, Л. П. Профессиональная ориентация школьников с нарушенным слухом // Дефектология. – 2005. - № 4. – С. 74-76.

Сидорова, М. М. Проектная деятельность на уроках трудового обучения в школе VIII вида // Дефектология. – 2005. - № 4. – С. 77-78.

Антонов, Н. Ваш бизнес-план : перспективы проф. образования // Шк. вестник. – 2005. – № 8. – С. 33-49.

Корвякова, Л. П. Из опыта интегрированного обучения подростков с нарушениями слуха : [опыт интегрир. образоват. учреждения, где получают допроф. подготовку дети с норм. и наруш. слухом] // Дефектология. – 2005. - № 5. – С. 39-40.

Завражин, С. А. Профессиональное обучение учащихся с нарушением интеллекта / С. А. Завражин, Л. К. Фортова // Адаптация детей с ограниченными возможностями / С. А. Завражин, Л. К. Фортова. – М., 2005. – С. 239-257.

Дианова, В. И. Роль комплексного сопровождения в социализации детей-сирот с нарушениями зрения // Дефектология. – 2006. - № 1. – С. 63-65.

Белявский, Б. В. Организация проф. образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Дет. и подростковая реабилитация. – 2006. - № 1. – С. 54-57.

Карпова, А. Будьте готовы : перспективы проф. образования // Шк. вестник. – 2006. – № 1. – С. 15-18.

Сергеев, В. Мои университеты : перспективы проф. образования // Шк. вестник. – 2006. – № 2. – С. 20-28.

Богданова, Т. Мое средство гиперкомпенсации : [послешк. обучение незрячих] // Шк. вестник. – 2006. - № 3. – С. 21-23.

Олейникова, Н. П. Система проф. подготовки рабочих кадров в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на этапе послешкольного обучения // Коррекц. педагогика. – 2006. - № 3. – С. 5-16.

Смолин, О. Н. Против дискриминации инвалидов в области образования : [обращение к Президенту] // Рус. инвалид. – 2006. - № 7. – С. 1-2.

Малер, А. Р. Социально-трудовая адаптация лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : (катамнест. исследования) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 4. – С. 47-52.

Серов, П. Н. Модель проф. подготовки учеников школы VIII вида : [анализ работы спец. шк. Ростовской обл.] // Дефектология. – 2006. - № 4. – С. 46-49.

Зайцев, Д. В. Роль семьи в социализации и подготовке к взрослой жизни детей с ограниченными интеллектуальными возможностями // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. – 2006. - № 3. – С. 49-65.

Ерошина, Г. Ю. Наглядность как средство эффективного усвоения учебного материала на уроках труда в школе VIII вида / Ерошина Г. Ю., Козлова Л. В. // Коррекц. педагогика. – 2006. - № 5. – С. 25-32.

Копылова, Т. Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида / Т. Г. Копылова, О. Л. Лашина // Дефектология. – 2006. - № 5. – С. 75-78.

Чепайкина, Л. "Образование без границ" : [проект] // Надежда. – 2006. - № 11. – С. 9.

Близгарева И. В. К вопросу о трудовом воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната / И. В. Близгарева, О. В. Гребенников // Практ. психология и логопедия. – 2006. - № 6. – С. 32-35.

Коротков, К. С. Создание условий для психолого-пед. сопровождения обучающихся коррекционных групп в проф. училище : [опыт работы по организации Центра проф. реабилитации для лиц с огранич. возможностями здоровья в Мурм. обл.] // Дефектология. – 2006. - № 6. – С. 79-81.

Жуков, Н. С благодарностью вспомним… : [науч.-практ. конф. по проблемам проф. образования людей с огранич. возможностями] // Рус. инвалид. – 2007. - № 1. – С. 11.

Ананьева, Г. Студент в инвалидной коляске // Соц. защита. – 2007. - № 3. – С. 24-27.

Зарубина, И. Н. Проблемы и опыт организации коррекционно-пед. поддержки студентов с нарушением зрения // Коррекц. педагогика. – 2007. - № 3. – С. 26-35.

Как ребенку-инвалиду получить профессию : [круглый стол] / записала Е. Панфило // Комсомол. правда. – 2007. – 6 июня. – С. 13.

Баранаускене, И. Модели проф. подготовки молодых людей с незначительным нарушением интеллекта: оценочный аспект / И. Баранаускене, В. Карвялис // Дефектология. – 2007. - № 4. – С. 60-69.

Ермолаева, Н. А. Новые направления в проф. подготовке неслышащей молодежи // Коррекц. педагогика. – 2007. - № 4. – С. 49-51.

Целищева, Н. Безграничные возможности детей с проблемами в развитии : в Новолеушк. шк.-интернате врачеб. диагноз корректируют учителя и производств. занятость детей // Соц. педагогика. – 2007. - № 3. – С. 33-46.

Полякова, Р. А. Профессиональная ориентация школьников с нарушениями речи : слабослышащие и глухие учащиеся // Шк. логопед. – 2007. - № 5. – С. 69-77.

Васенков, Г. В. Педагогические аспекты становления проф.-трудового обучения умственно отсталых школьников // Коррекц. педагогика. – 2008. - № 1. – С. 13-23.

Шинкаренко, В. А. Система трудового обучения учащихся с умственной отсталостью в республике Беларусь // Дефектология. – 2008. - № 1. – С. 47-52.

Школьные программы, дающие профессиональные навыки

Котомин, В. П. Геометрическая резьба по дереву (из опыта работы учителя столярного дела) // Дефектология. – 2002. - № 2. – С. 58-71.

Аляудинова, Н. Н. Программа по картонажному делу для проведения уроков технологии в обучении детей с выраженными нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 3. – С. 44-48.

Котомина, Л. С. Факультативный курс по швейному делу "Мережка" // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - № 4. – С. 43-49.

Шулакова, Г. А. "Чудо-соломка" : [методика плетения из соломки] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - № 1. – С. 76-77.

Тришина, Т. В. Рабочая тетрадь по швейному делу. 9 класс // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - № 4. – С. 20-32.

Тришина, Т. В. Справочный материал для подготовки к экзамену по швейному делу : (прилож. к рабочей тетр.) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - № 6. – С. 7-10.

Терехина, О. Л. Программа факультативного курса "Реконструкция белья и одежды" / О. Л. Терехина, М. М. Катышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 3. – С. 11-15.

Верютина, В. Д. Программа по предмету "Школа лоскутной техники" // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 4. – С. 8-14.

Григорьева, Г. А. Программа дополнительного образования для детей с нарушениями слуха по ручному труду "Волшебный крючок" // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 5. – С. 12-18.

Учебные заведения, дающие профессиональное образование

Куда пойти учиться : (Список учеб заведений для лиц с нарушением слуха) / сост. Еремина О. А. – Барнаул : АКСБ, 2007.

Куда пойти учиться инвалиду? : (справ.) / сост. С. И. Пермякова, П. Ю. Пермяков, Ж. В. Степанова. – Красноярск : Краев. спец. б-ка, 2002. – 94 с.

Профессиональное обучение незрячих и слабовидящих / сост. Еремина О. А. – Барнаул : АКСБ, 2005.

Список учебных заведений, дающих проф. образование людям с ограниченными возможностями / сост. Еремина О. А. – Барнаул : АКСБ, 2007.

Учебные заведения, дающие проф. образование людям с нарушениями зрения / сост. Еремина О. А. – Барнаул : АКСБ, 2007.

Анохина, Н. Диагнозу наперекор : филиал проф. лицея [для олигофренов] // Соц. защита. – 2000. - № 9. – С. 25-26 (Социономия).

Глазкова, Л. Да здравствует студенческое братство! : [Гос. ин-т-интернат для инвалидов] // Надежда. – 2000. - № 11/12. – С. 20-21.

Панов, В. Престижный диплом для глухих : Опыт МГТУ им. Баумана // Рус. инвалид. – 2000. - № 12. – С. 5.

Высшие учебные заведения, принимающие на учебу инвалидов // Рус. инвалид. – 2001. - № 7. – С. 6.

Специальности и профессии, по которым ведется подготовка специалистов и квалифицированных рабочих в техникумах-интернатах, московском политехникуме, проф.-технических училищах и профтехучилищах-интернатах // Рус. инвалид. – 2001. - № 7. – С. 6-7.

Гусева, Э. Здесь учат работать и жить : [Ессентук. проф. училище для инвалидов] // Надежда. – 2002. - № 1. – С. 6-7.

Торопцев, А. Дело государственное : [Кур. муз. училище для слепых] // Шк. вестник. – 2002. - № 1. – С. 12-17.

Климешов, П. Во имя общего успеха : Куда пойти учиться? // Надежда. – 2002. - № 2. – С. 8.

Петров, М. Наш выбор – образование и работа : Моск. ин-т для инвалидов // Надежда. – 2002. - № 2. – С. 9.

Факеев, В. П. Образование как проф. реабилитация : Новочеркас. технол. техникум-интернат // Соц. защита. – 2002. - № 4. – С. 17-20.

Жуков, Н. Реакомп: наш девиз – реабилитация и компьютер! // Рус. инвалид. – 2002. - № 8. – С. 3.

Письмо от 25 марта 1999 г. № 27/502-6 об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего проф. образования / М-во общего и проф. образования РФ // Чистый голос. – 2003. - № 2. – С. 18-22.

Мы чувствуем сердцем, а лечим руками : О Кислов. мед. колледже / подгот. Корсуненко Л. А., Иванова Г. Ю. // Чистый голос. – 2003. - № 4. – С. 5-9.

Никулина, Г. В. Инвалид по зрению в условиях современного вузовского образования: опыт, проблемы, перспективы // Чистый голос. – 2003. - № 4. – С. 18-27.

Ванян, А. Резервисты из "Реакомпа" : [Ин-т проф. реабилитации и подготовки персонала ВОС] // Шк. вестник. – 2003. - № 8. – С. 42-46.

Ахтямова, Р. Еще одна возможность : [отд-ние "Доп. образование для инвалидов по зрению" в Ульян. фармацевт. колледже] // Наша жизнь. – 2003. - № 9. – С. 17-18.

Ахтямова, Р. Никогда не унывай! : [отд-ние "Доп. образование для инвалидов по зрению" в Ульян. фармацевт. колледже] // Шк. вестник. – 2003. - № 9. – С. 27-36.

Гейнце, О. Лучшие годы моей жизни : [дети с ДЦП могут получить проф. образование в Кунгур. техникуме-интернате бухгалтеров] // Рус. инвалид. – 2003. - № 10. – С. 3.

Мещевцев, Б. Всемирный центр дистанционного обучения // Шк. вестник. – 2004. - № 1. – С. 65-71.

Ковалев, В. Профессиональное обучение в Волоколамском центре реабилитации слепых и его роль в реабилитации инвалидов по зрению // Шк. вестник. – 2004. - № 5. – С. 2-11.

Васильева, С. Как учиться в сибирской столице : [проект НГУ "Доступ. высшее образование для людей с огранич. физ. возможностями в Сибири – реальность сегодняш. дня"] // Шк. вестник. – 2004. - № 6. – С. 10-19.

Зеленый, И. Овладели специальностью программиста [в Междунар. центре соц. реинтеграции Моск. гос. соц. ун-та] // Надежда. – 2004. - № 6. – С. 6.

Саматова, А. Куда пойти учиться? // Чистый голос. – 2004. - № 5. – С. 11-13.

Коробкова, Г. Стать квалифицированным массажистом можно в Томске : перспективы профобразования // Шк. вестник. – 2004. - № 10. – С. 21-25.

Набиева, Т. Человек с дипломом : В Междунар. центре соц. реинтеграции при Моск. гос. соц. ун-те состоялся вып. специалистов // Надежда. – 2004. - № 12. – С. 6.

Ярская-Смирнова, Е. Р. Высшее образование для инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина // Социальная работа с инвалидами / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. – СПб., 2004. – С. 191-200.

Куда пойти учиться инвалиду? // Новый взгляд. – 2005. - № 1. – С. 31-33.

Дмитриева, В. Три идеи из тридцати трех : [проекты "Реакомп" в проф. реабилитации] // Наша жизнь. – 2005. - № 6. – С. 10-16.

Савин, Ю. И учимся, и отдыхаем : [1-й вып. студентов на колясках в Рост. гос. колледже радиоэлектроники] // Надежда. – 2005. - № 10. – С. 6.

Никифорова, О. Где помогут инвалиду? : [проф. обучение] // АиФ. Здоровье. – 2005. - № 46. – С. 12.

Ковалев, В. Беда одна, пути выхода из нее разные : [проф. образование в "Реакомпе", ЦРС ВОС] // Наша жизнь. – 2006. - № 2. – С. 51-54.

Маркова, В. "Маленькая страна…" : [Новочеркас. технол. техникум-интернат] // Рус. инвалид. – 2006. - № 6. – С. 9-10.

Матюшенко, В. Жизнь без оглядки : [специализир. образоват.-реабилитац. вуз для инвалидов с нарушением ОДА] // Надежда. – 2006. - № 11. – С. 9.

Филатова, Н. ГСИИ: 15 лет служения искусству // Рус. инвалид. – 2007. - № 1. – С. 7.

Зотова, Е. "Новая линия" - новые возможности : [компьютер. курсы для людей с нарушением ОДА] // Рус. инвалид. – 2007. - № 2/3. – С. 6.

Никитин, В. Студенты – наша гордость : [Ульян. фармацевт. колледж] // Наша жизнь. – 2007. - № 5. – С. 77-78.

Маркова, В. Живи, учись, трудись! : [Новочеркас. технол. техникум-интернат] // Рус. инвалид. – 2007. - № 6. – С. 11.

Путевка в жизнь : [Калачев. техникум-интернат] // Надежда. – 2007. - № 7. – С. 14.

Токмаков, В. Диплом на коляске : [о решении проблем образования инвалидов в БГПУ] // Рос. газ. – 2007. – 18 июля. – С. 11.

Байрамов, В. Д. Каждый должен заниматься своим делом : [Моск. гос. соц.-гуманитар. ин-т для инвалидов] / подгот. В. Казначеев // Надежда. – 2007. - № 9. – С. 3.

Чепайкина, Л. Учимся работать, учимся жить : [шк. радиоэлектроники, Центр социально-трудовой адаптации] // Надежда. – 2007. - № 11. – С. 16-17.

Дмитриева В. Пятьдесят на пятьдесят : [проф. обучение незрячих в "Реакомпе"] // Наша жизнь. – 2008. - № 3. – С. 4-10.

Cоставитель Еремина О. А.