Раннее вмешательство
1. Бондарькова Ю. А. Некоторые зарубежные подходы к зарубежной помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии : (амер. опыт на примере диссертац. исследований) // Дет. и подростковая реабилитация. - 2013. - № 1. - С. 77-81.
В статье на материал двух диссертационных исследований, выполненных в США (Университет штата Айова), рассматриваются некоторые подходы к проблеме оказания помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии и их семьям, а также проблема профессионального выгорания педагогов, работающих в этой области.
2. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за рубежом // Спец. образование. - 2013. - № 3. - С. 48-54.
В статье представлен анализ становления системы ранней помощи детям в странах Западной Европы и США. Рассматриваются различные аспекты ранней помощи детям с ОВЗ, выделены основные теории раннего развития, программы оказания услуг детям раннего возраста с ОВЗ за рубежом.
3. Зинченко И. М. Инклюзивное образование и система подготовки профессионалов: многоуровневая и междисциплинарная модель санкт-петербургского Института раннего вмешательства (ИРАВ) / И. М. Зинченко, Е. В. Кожевникова, В. Л. Рыскина // Соц. педагогика. - 2009. - № 1. - С. 27-29.
4. Кожевникова Е. В. Опыт работы Санкт-Петербургского института раннего вмешательства // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 78-80.
5. Комплексный подход к диагностике детей с РАС на примере клинического случая, связанного с мутацией гена FMR1 / Д. С. Переверзева [и др.] // Аутизм и нарушения развития. - 2017. - № 4. - С. 42-46.
Подчеркнута важность разработки модели начального сопровождения ребенка при подозрении на расстройство аутистического спектра. Перечислены базовые принципы диагностического обследования в основе которых лежит взаимодействие между специалистами различных профилей. Обоснована первостепенная значимость строгого соблюдения протокола обследования, которой позволяет в полной мере описать картину заболевания. Модель проиллюстрирована критическим анализом отдельного клинического случая, при котором не были соблюдены принципы обследования ребенка.
6. Лазуренко С. Б. Организация психолого-педагогической помощи новорожденному ребёнку с перинатальным поражением ЦНС в стационаре второго этапа выхаживания / С. Б. Лазуренко, Н. Н. Павлова // Спец. образование. - 2012. - № 3. - С. 49-57.
Представлены результаты научно-практической деятельности педагогов и психологов, направленные на комплексную помощь недоношенному ребенку и его семье на втором этапе выхаживания. Раскрыты условия проведения педагогического консультирования матерей по вопросам воспитания и развития психических возможностей новорожденного. Изложена последовательность организации педагогических занятий в процессе реабилитации, содержание деятельности педагога-дефектолога в стационаре второго этапа выхаживания. Представлены результаты научно-практической деятельности педагогов и психологов, направленные на комплексную помощь недоношенному ребенку и его семье на втором этапе выхаживания. Раскрыты условия проведения педагогического консультирования матерей по вопросам воспитания и развития психических возможностей новорожденного. Изложена последовательность организации педагогических занятий в процессе реабилитации, содержание деятельности педагога-дефектолога в стационаре второго этапа выхаживания.
7. Лазуренко С. Б. Современные задачи и содержание медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях амбулаторно-поликлинического участка // Дефектология. - 2013. - № 3. - С. 34-46.
В статье представлены результаты комплексной оценки психического развития детей первых трех лет, данные анализа медико-социальной помощи детям раннего возраста на амбулаторно-поликлиническом участке. Показана необходимость включения современных педагогических технологий в систему восстановительного лечения; описаны негативные последствия отсутствия своевременной педагогической помощи для социального развития детей с перинатальным поражением ЦНС. Сформулированы рекомендации по организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях первичного звена здравоохранения.
8. Левченко И. Ю. Особенности диагностики нарушений развития у детей первых лет жизни // Коррекц. педагогика. - 2012. - № 2. - С. 5-9.
9. Мазанкина И. П. Профилактика и преодоление речевых нарушений в рамках ранней помощи / Мазанкина И. П., Маришина Е. А. // Логопед. - 2015. - № 3. - С. 79-81.
10. Микишина Е. П. Этапы обслуживания ребенка и семьи в Службе ранней помощи / Е. П. Микишина, И. А. Валькова // Дефектология. - 2003. - № 5. - С. 70-76.
Об этапах и содержании работы с семьями, имеющими детей с проблемами в развитии.
11. Никитина Т. О. Группа ранней помощи в соответствии с новыми требованиями / Никитина Т. О., Гнендов Н. А. // Воспитатель ДОУ. - 2013. - № 8. - С. 82-89.
12. О ранней помощи детям и их семьям / Е. Е. Ермолаева [и др.]. // Аутизм и нарушения развития. - 2017. - № 2. - С. 4-18.
В последние 40 лет активно развивается помощь детям в возрасте от рождения до 3-х лет, имеющим нарушения развития, ограничения жизнедеятельности или имеющим риск развития нарушений. Такая технология оказания помощи маленьким детям и их семьям носит название "раннее вмешательство". Уже более 25 лет в России внедряются программы поддержки семей и маленьких детей по раннему вмешательству, при этом в нашей стране для обозначения данного вида помощи принят термин "ранняя помощь". Рассмотрены основные определения, используемые для описания технологии, методологические основы и принципы ранней помощи, организационные основы реализации ранней помощи.
13. Олту С. П. Региональный опыт межведомственного сотрудничества и организации деятельности службы ранней помощи // Коррекц. педагогика: теория и практика. - 2018. - № 3. - С. 68-76.
В данной статье описывается опыт межведомственного сотрудничества и организации деятельности Служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, также детей групп риска от 0 до 7-8 лет. Рассматривается принцип межведомственного взаимодействия системы. Представлены основные направления работы деятельности Службы ранней помощи.
14. Пискунова Л. Н. Программно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с патологией речи в ДОУ / Л. Н. Пискунова, Е. Г. Сидоренко // Практ. психология и логопедия. - 2008. - № 6. - С. 9-13.
15. Попова С. С. Использование социокультурных технологий в условиях службы ранней помощи детям раннего возраста / Попова С. С., Бабенкова Е. А. // Логопед. - 2014. - № 8. - С. 23-29.
16. Разенкова Ю. А. Основные вехи развития понятия "early intervention" (раннее вмешательство или ранняя помощь) // Дефектология. - 2014. - № 6. - С. 44-52.
В материалах статьи на основе анализа англоязычных источников отражена попытка представить эволюцию развития понятия "early intervention", обозначить его основные значения и контексты, показать их изменения в связи с изменениями научных подходов и истории практики ранней помощи в США и странах Евросоюза.
17. Разенкова Ю. А. Трансформация понятий и терминов "раннее вмешательство" и "ранняя помощь" в отечественной науке, практике и социальной политике // Дефектология. - 2016. - № 3. - С. 48-54.
В материалах статьи представлен взгляд на динамику развития и трансформацию понятий и терминов "раннее вмешательство" и "ранняя помощь", происходящую последние 20 лет в терминологическом поле коррекционной педагогики и психологии, практике оказания помощи семьям с детьми первых лет жизни с ОВЗ, социальной политике государства. Показан процесс расширения понятия "ранняя помощь" и увеличение масштаба использования соответствующего термина в различных социальных сферах, а также - процесс сужения понятия "ранее вмешательство".
18. Юрьева Р. Г. Программы раннего вмешательства как первый шаг к социальному включению детей с инвалидностью. Опыт Санкт-Петербурга / Р. Г. Юрьева, Е. В. Кожевникова // Дет. и подростковая реабилитация. - 2011. - № 1. - С. 23-32.
Составитель Еремина О. А.